Вы когда-нибудь задумывались о том, кого можно назвать самым замечательным человеком на свете? Того, кто купил у вас биткоины по 30 000 долларов перед тем, как они обвалились в цене в два раза? Того, кто написал за вас диссертацию и на вопрос «Что ты хочешь за это?» ответил «Купи мне мороженку»? Или того, кто стоял перед вами в очереди за новым «Айфоном», а когда остался последний, он, обернувшись, сказал: «Не, я не буду брать, этому парню нужнее»? Конечно, каждый из этих людей прекрасен по-своему, но я считаю, что самые замечательные люди – это люди, которые умеют делать комплименты.
Неожиданно? Мне кажется, как раз очевидно. Люди, которые умеют делать комплименты искренне и с душой – это просто посланцы богов. Вот представьте: день ваш не задался с самого утра. Любимая кофейня закрыта, в метро традиционный коллапс, а на работе с порога сунули в зубы отчет и сказали, чтобы к вечеру был готов. Настроение ниже плинтуса, еще и до зарплаты три дня, а на карточке последние 500 рублей остались. Кризис среднего возраста, не иначе.
И тут появляется она, Машенька из отдела кадров. Машенька восхищенно замирает в дверях и звонко – так, чтобы всем было слышно – говорит: «Володя, у тебя такая рубашка красивая! Так к твоим синим глазам подходит – влюбилась бы, если бы уже замужем не была!», разворачивается и уходит. Что происходит с гипотетическим Володей после этих слов, даже если он совершенно равнодушен к комплиментам? Володя расцветает, как пион в июне. Его спина распрямляется, в глазах загорается хитрый огонек, мол, «Могу еще девкам нравиться!», рука тянется пригладить некогда пышную шевелюру – и вот настроение его взлетает к отметке «100», и есть уже силы на отчеты, и 500 рублей не кажутся такой скромной суммой.
Или стоит, например, длиннющая очередь в кассу. Продавщица лениво, на самой низкой скорости пробивает товары, осматривая злобным взглядом покупателей и думая, а не устроить ли кому-нибудь скандал. И вдруг совсем неприметный мужичок говорит: «Девушка (а девушке, на минутку, уже очень много лет), я вот только к вам всегда в очередь встаю, вы так хорошо всех обслуживаете!» – и без капельки сарказма, между прочим, с неподдельным восторгом в глазах. Что происходит с «девушкой»? Девушка подобно Володе расцветает, как пион в июне, и начинает пробивать товары так, словно участвует в конкурсе «Лучший продавец года», попутно улыбаясь покупателям и сея вокруг флюиды счастья. В выигрыше все, а ведь, казалось бы, всего пару фраз человек сказал.
Словом, комплименты – это бытовая магия, которой психологи настоятельно рекомендуют пользоваться. Но только с умом, точнее – с сердцем. Ведь фальшивый комплимент хуже не произнесенного: считывается на раз и вызывает агрессию, а не благодарность. Так что учитесь, учитесь делать искренние комплименты – этот навык может сослужить вам очень добрую службу. Как минимум, прослывете самым замечательным человеком на свете. А такие, знаете ли, очень и очень большая редкость.