Найти тему
Краснобай

Как в России появился гуталин

Вы знаете, что название "гуталин" существует только в русском языке? В странах, которые первыми начали промышленное производство этого продукта (Англия, Германия, США), никаких гуталинов не было – была вакса, крем для обуви, полироль для обуви, блеск для обуви, но никаких гуталинов. В большинстве случаев – логотип компании-производителя и подпись "крем для обуви" на местном языке.

И только в России эта хрень почему-то называется гуталином. Причем, как обычно, никто не знает, откуда ентот гуталин взялся. Только у Ушакова в словаре есть робкое упоминание, что гуталин – это вроде как от немецкого "гут" (хороший). На этом и все.

Но так же не может быть. Как это? Гуталин – есть, а истории гуталина – нету?

А история у гуталина была довольно интересная и вполне логичная. Итак, отматываем в 80-е годы 19-го века – на Гродненщину, в город Слоним.

Современный город Слоним в Белоруссии – это довольно типичный провинциальный городок. Но в 1880-х годах он был крупным торговым, промышленным и культурным центром.

В этом городе часто устраивались ярмарки, были богатые базары. Было и много заводов – стройматериалы, металлообработка, ткани, пищевка, табак, керамика. Была железнодорожная станция, речной порт, почта и телеграф. Были разные церкви, монастыри и синагога. Были книжные магазины, а также учебные питейные заведения.

Где-то на улицах Слонима, начало 20-го века.
Где-то на улицах Слонима, начало 20-го века.

А помимо прочего была в Слониме и смолокурня. Она производила деготь и древесный уголь, благо сырья для их производства в округе было хоть завались. Деготь в те времена был высокотехнологичным и востребованным товаром – его использовали как герметик, как смазку, как защиту от садовых вредителей и много как еще. И продукт этот был довольно дорогой.

И вот как-то один житель Слонима прикупил себе ведерко местного дегтя – крышу подлатать. Прикупил и понес домой. А дороги в тогдашней Белоруссии были не чета нынешним. Писатель Шолом-Алейхем, когда гастролировал по тем местам, написал целую серию рассказов об этих дорогах. Однако опубликовать их не удалось. Их зарубила цензура, поскольку эти рассказы, как минимум, на три четверти состояли из чистейшего русского мата. В общем, хреновые там тогда были дороги, хреновые.

Да и откуда там было взяться хорошим дорогам? Вот пригнали крестьяне скотину на базар. Пока гнали, скотина заср@ла всю дорогу. Потом другие крестьяне купили эту скотину и повели ее к себе по той же самой дороге – где она ее снова заср@ла. Короче, получилась не дорога, а дерьмо. В самом прямом смысле этого слова.

А потом по такой дороге пошкандыбал наш местный житель со своим ведерком дегтя. Время было вечернее, видимость - плохая. Он наступил на очередную коровью лепешку, поскользнулся, упал и разлил весь деготь… А дорого же – целых пять злотых. Кинулся он было его собирать, но куда там – деготь разлился, смешался с коровьим дерьмом, и восстановить его уже не было никакой возможности.

Плюнул местный житель да и пошел к себе домой горевать. А проспавшись наутро с похмела, он заметил, что его старые сапоги – в которых он вчера вечером месил дегтярно-дерьмовую смесь на дороге – приобрели удивительный блеск. Вот прям как новые. Не сапоги, а прям зеркало. Блестящие, лоснящиеся, глянцевитые, яркие – как будто звезды на черном небе в безоблачную ночь. Кто бы мог подумать, что смесь дегтя с коровьим дерьмом даст такие результаты?

Местный житель очень быстро просек рецептуру и чуть менее быстро наладил производство местной ваксы для обуви под своим именем. И прославилась эта вакса на всю Россию. А звали этого жителя Яков Гут-Алим.

-3