Друзья, предлагаю рассмотреть первые фарфоровые экспонаты и сувениры Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве 1939 года и осознать что они пропагандируют.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ)
В 1934 году у руководства страны возникла идея организовать юбилейную выставку к 20-летию советской власти, которая бы отразила положительные стороны проведённой в сельском хозяйстве коллективизации. Но к 1937 году не успели.
Выставка была торжественно открыта 1 августа 1939 года. С приветственной речью к собравшимся обратился Вячеслав Молотов, который сказал, что «выставка подводит итог десятилетию, в накале которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного хозяйства к крупному колхозному хозяйству». В завершении торжественной части была исполнена новая песня «Славься, Родина обильная», специально к открытию ВСХВ написанная композитором Исааком Дунаевским.
Но важно вспомнить, что 10–21 марта того же 1939 года в Москве состоялся очередной XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).
В докладе ЦК ВКП(б) был дан анализ международного и внутреннего положения страны, перспектив её развития. Съезд отметил, что социалистический способ производства стал господствующим, что социализм в СССР в основном построен и страна вступила в новую полосу развития – завершения строительства социалистического общества.
Съезд утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Была поставлена задача – догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны.
Для понимания политического контекста времени предлагаю познакомиться с газетной статьёй, приветствующей открытие ВСХВ,
Смотр побед социализма в деревне // Литературная газета, 1939. – № 42 (821), 1 августа. – С 1.
Сегодня в Москве глава советского правительства товарищ Молотов откроет Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Не территории Пушкинского будет представлена в миниатюре наша страна, её люди, творцы социалистических урожаев, плоды их трудов, наши красочные нивы, наши тучные хлеба, хлопок, лён, свёкла, – всё, чем богата советская земля.
Есть что-то символическое в том факте, что выставка расположена на территории, названной именем величайшего поэта русского народа. Сто двадцать лет тому назад, в 1819 году, Александр Сергеевич Пушкин написал свои знаменитые вдохновенные слова, направленные прямо в сердце царизма. Пушкин спрашивал тогда, увидит ли он народ неугнетённый,
И над отечеством свободы просвещённой
Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?
Стихотворение называлось «Деревня» и было направлено против барства, против рабства, против эксплуататоров, присвоивших «и труд, и собственность, и время земледельца». Царизм ответил поэту на эти стихи жестокими репрессиями, но стихи его нельзя было ни заточить, ни сослать, ни уничтожить.
Мы вспоминаем пушкинскую «Деревню» сейчас, когда над одной шестой частью земного шара взошла прекрасная заря коммунизма, когда свободный крестьянин, вместе с рабочим, вместе с поэтом, строит свое счастье, когда он создал новый общественный строй – социализм, о котором в пушкинские времена можно было только мечтать, как о чём-то далёком и утопическом.
Прошло много времени, прежде чем народу, руководимому партией большевиков, удалось приступить к строительству нового, справедливого строя на земле. Приложено было много сил и энергии для того, чтобы смести прочь с пути тех, кто мешал партии доводить до сознания масс истинные цели и методы борьбы партии за счастье всего человечества. В одной из ранних своих работ двадцатичетырёхлетний Ленин писал: «В ответ на обвинение в игнорировании массы крестьянства, социал-демократы с полным правом могут привести слова Карла Маркса:
«Критика сорвала с цепей украшавшие их воображаемые цветы не для того, чтобы человечество продолжало нести эти оковы в их форме, лишённой всякой фантазии и всякой радости, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком».
Русские социал-демократы срывают с нашей деревни украшающие её воображаемые цветы, воюют против идеализаций и фантазий... не для того, чтобы масса крестьянства оставалась в положении теперешнего угнетения, вымирания и порабощения, а для того, чтобы пролетариат понял, каковы те цепи, которые сковывают повсюду трудящегося, понял, как куются эти цепи, и сумел подняться против них, чтобы сбросить их и протянуть руку за настоящим цветком».
Много было врагов на трудном и сложном пути народа к социализму. Презренные предатели, троцкистско-бухаринские и прочие фашистские мерзавцы, прилагали все свои силы для того, чтобы снова надеть на наши руки оковы, снова бросить в рабство к помещику и капиталисту наших рабочих, наших колхозников. Но человек, «сбросивший цепи и потянувшийся за живым цветком», никогда не даст свои руки для новых оков. Советский народ расправился с врагами и ещё более быстрыми шагами пошёл вперед. И этот великолепный, триумфальный путь деревни к социализму продемонстрирует Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.
Шестнадцать лет тому назад Страна советов, только начавшая восстанавливать своё хозяйство, разрушенное за долгие годы империалистической и гражданской войн открывала свою первую сельскохозяйственную выставку. За два года до этого Владимир Ильич Ленин мечтал: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это – фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию» (т. е. за коммунизм). Но для того чтобы это сделать, надо сначала победить международную буржуазию, надо заставить её дать нам эти тракторы, или же надо поднять нашу производительность настолько, чтобы мы сами могли их доставить».
Сельскохозяйственная выставка 1923 года прошла под знаком этой мечты о том времени, когда мужик пересядет с лошади на трактор, когда мы будем так сильны, что сможем дать деревне сто тысяч тракторов, снабдить их бензином и машинистами. Только два года прошло с момента, когда Ленин говорил об этой задаче, как о фантазии. Но вот прошло ещё шестнадцать лет. И эта фантазия давно уже превзойдена действительностью.
В 1923 году вся деревня представляла собой океан мелких и мельчайших крестьянских хозяйств. Десятки миллионов единоличников копошились на своих клочках земли, а кулачество было ещё очень сильно в деревне.
Сейчас осуществлён великий сталинский план социалистической переделки деревни. 93,5 процента крестьянских дворов объединено в колхозах и здесь строит свою зажиточную, счастливую жизнь. Нет больше кулака в деревне, и навсегда ликвидирована возможность его появления. Нет больше эксплуатации крестьянских масс, и навсегда уничтожены корни, её порождавшие.
В 1923 году на выставке могли быть представлены только пробные экземпляры тракторов, которые были диковинкой в деревне. Буржуазия нам тракторов не дала. Мы сами создали свою промышленность.
Теперь на колхозных и совхозных полях работают свыше 480 тыс. тракторов и более 150 тыс. комбайнов, о которых в те времена крестьянин не имел никакого представления, белее 200 тысяч автомобилей.
В 1923 году не могло быть такой профессии, как тракторист или комбайнёр, ибо не было ни тракторов, ни комбайнов. Сейчас в деревне новая, своя, колхозная интеллигенция, в которой первое место количественно принадлежит людям этой, новой в деревне, профессии. Сотни трактористов и комбайнёров – стахановцев и стахановок – имеют мировую известность. Кто не знает Пашу Ангелину, кто не слышал о комбайнёре Борине, о трактористке Ковардак, о комбайнёрах Оськиных и многих, многих других знатных людях страны.
В 1923 году не могло быть и речи о такой форме пролетарского воздействия на деревню, как машинно-тракторные станции.
Сейчас, кажется, нет ни одного района, где бы не было одной или нескольких МТС, а всего их 6.350.
В 1923 году урожай хлеба далеко отставал от довоенного.
Сейчас он намного выше, и задание товарища Сталина о сборе 7–8 млрд. пудов хлеба в год выполнено.
Иной стала сейчас наша страна, и иной стала деревня. В ней живут не прежние крестьяне, зависевшие от кулака, с надеждой и страхом взиравшие на небо, будет дождь или нет, разорит суховей или пройдёт мимо, нальются колосья или будут стоять чахлыми. Теперь – это крупная, механизированная деревня, с обобществлённым хозяйством, это единый колхозный коллектив, которому отдана в вечное и бесплатное пользование земля, который создаёт научное земледелие, покоряет себе силы природы.
Величие всех этих побед социализма в деревне продемонстрирует открывающаяся сегодня выставка. Но мы, граждане страны социализма, прекрасно знаем, что это не только смотр пройденного пути, что это взгляд в завтрашний день, это представление о том, каких новых побед может достигнуть освобожденный от рабства народ.
И открывая сегодня выставку, советский народ с гордостью говорит себе: «Вот что я сделал свободными руками, на свободной земле. Это и есть социализм! Но я пойду дальше. Я пойду к коммунизму, куда ведёт меня моя партия, мой вождь товарищ Сталин!»
Открытие выставки совпадает с двадцатипятилетнем первой империалистической войны. Двадцать пять лет тому назад империалисты всех стран затеяли кровавую бойню. Сейчас она снова ведётся на огромной территории. Полмиллиарда людей подвергаются ее ужасам. Фашисты мечтают о нападении на великий Советский Союз, а на Востоке японская военщина неосторожно играет с огнём. В этом империалисты хотят найти выход из того страшного тупика, в который они загнали сами себя. Но те люди, которые управляют тракторами и комбайнами, орошают тысячи гектаров, подымают целину и собирают миллиардные урожаи, они пересядут на танки, будут бить врага на его собственной территории. Они выроют вечную могилу капитализму на измученной им земле, они помогут угнетённым ещё народам собрать обильную жатву, и прекрасная заря которую так страстно ждал Пушкин, взойдёт над всем миром.
Статуэтки из фарфора // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1939. – № 157 (4686), 11 июля. – С. 3.
ЛЕНИНГРАД, 11. (По телефону. Наш корр.). Фарфоровый завод им. Ломоносова выпустил серию изделий из художественного фарфора, посвященных Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
Выпущены художественные чашки с видами павильонов, художественные статуэтки из фарфора: «Украинка с помидорами», «Колхозница с яблоками», «Сбор винограда в Крыму», «Юные животноводы» и другие.
Сейчас мастерская живописи завода им. Ломоносова заканчивает изготовление двух больших фарфоровых кубков с изображением отдельных моментов игры в футбол и волейбол. Это – переходящие призы ЦК союза работников фарфоровой промышленности.
Сафонова М.А. Музей дулёвского фарфора. – Том I. Скульпторы. – М., 2019. – 320 с., ил.
Для всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проводившейся в Москве в 1939 году и демонстрировавшей успехи тружеников сельского хозяйства союзных республик, Н.Я. Данько создала серию «Урожай», в которую входили: ваза с рельефом «Урожай» (ЛФЗ), корпус для часов «Грузинка с корзиной фруктов» и «Узбечка с плодами» (ЛФЗ), скульптуры: «сбор овощей с капустой» (ЛФЗ), «Сбор фруктов» (ЛФЗ), «Украинец с арбузом и дыней» (ЛФЗ), «Украинка с помидорами» (ЛФЗ), пудреница «Садовница» (ЛФЗ), «Колхозница с овощами» (Дулёво), «Азербайджанка с хлопком» (Дулёво). Эти скульптуры изготавливались массовыми тиражами для продажи в выставочных павильонах ВСХВ.
Скворцова А. А. // Ломоносовец, 1940. – № 19 (355). – С. 4:
Н. Я. Данько закончила скульптурную вазу «Урожай» для Ленинградского павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
К Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства завод планировал изготовить более 20 подобных ваз [Ломоносовец, 1940. – № 20. – С. 4].
Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. – 240 с.: ил. – (Поднесение к Рождеству). – С. 122.
Рассматриваемое произведение создано в традиции десертных ваз Императорского фарфорового завода первой трети XIX века, входивших в состав парадных дворцовых сервизов. Большую роль в них играла скульптура; аллегорические и мифологические фигуры были опорой для чаш и ажурных корзин.
Образцом композиционного решения для Н. Я. Данько стала десертная ваза из Гурьевского сервиза, в котором ярко выражена национальная тема.
На возникновение замысла и его воплощение в фарфоре повлиял и опыт работы скульптора над вазой «Жатва» по проекту Е. Е. Лансере.
Интересна ваза также тем, что в её декоре использована подглазурная роспись солями. В конце тридцатых годов на заводе делались серьёзные попытки восстановить технику росписи фарфора подглазурными красителями, однако возрождение подглазурной росписи было прервано войной.
Павлов С. // Ломоносовец, 1940. – №3 (339). – С. 4:
Ск. Н. Я. Данько закончила скульптуру вазы на тему «Урожай». Орнамент чаши прорезной. Она состоит из колосьев и растений хлопка. Ножка представляет 3 снопа, между которыми изображены фигуры женщины. 1-я фигура держит в руках снопик льна, 2-я – хлопок, 3-я – фрукты. Прорезная ваза предназначена для фруктов (из заметки).
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив