Найти тему
Антропософия

Праздник Архангела Михаила

Повторение годового религиозного круга всегда является мистериальным прохождением, ибо человек переживает жизнь духовного мира, как внутреннее драматическое событие, как Таинство, Мистерию. Такое медитативное переживание начинается с переживания Праздника Архангела Михаила - главы Воинства Господнего, называемого также "Ликом Христа" (Михаэль - "такой как Бог", по древнеевр.). Этот Праздник Михаила традиционно отмечается 29 сентября, а 21 ноября в Православии празднуется "Собор Архистратига Михаила". Это - праздник завершения битвы на Небесах, когда светлое духовное воинство во главе с Архангелом Михаилом одержало победу над темным демоническим воинством Дракона, свергнув его с Небес на Землю. Об этой битве на Небесах впервые говорится в 12-й главе "Откровения Св. Иоанна".

Как темы вступления, День Архистратига Михаила содержит в себе глубоко сокровенную идею всех последующих мистерий в синтезе. Архангел Михаил предстает как глава всего Небесного Воинства - духовных существ, божественных вестников, служителей Господних, принимающих активное участие в творческой деятельности всей Вселенной, совершающих Литургию Мирового Богослужения. При этом нам открывается дуализм, двойственность этой вселенской деятельности: раз есть мировое Добро, то есть и мировое Зло. В дуализме миропроявления эти духовные существа воспринимаются как воинство, противостоящее демоническим силам Дракона. Эта битва завершается победой воинства Архангела Михаила, низвергнувшего воинство "великого дракона" с Небес на Землю - в сферу обитания людей, которые отныне должны сознательно продолжить эту битву в своих душах, в своих сердцах, мужественно сражаясь с воинством Дракона. Человек должен занять свое место в этой мистерии, став активным, деятельным воином духа под началом Архистратига Михаила.

-2

Когда духовный ученик принимает мужественное решение вступить в воинство Михаила, тогда он начинает испытывать реальную поддержку в этой битве со стороны ведущих его по жизни ангельских существ, помогающих человеку в постоянной борьбе с его внутренними препятствиями, слабостями и пороками. В этой внутренней борьбе ученик переживает душевный катарсис - очищение и просветление всех сил своей души. Благодаря постоянной душевно-духовной работе ученик обретает новые нравственные качества и силы духовного познания. Верный Христу ученик следует по пути своего Учителя, преодолевшего все искушения мирового Зла, которые выступили перед Ним в пустыне души. Эта значительная по важности сцена духовной битвы описана в Евангелиях, как очень мощное по силе испытание, с которым неизбежно встречается как Иисус Христос, так и каждый человек, вступивший на путь духовного подвига.

Архангел Михаил дарует человечеству духовную субстанцию тех мыслей, которые порождены божественно-духовными Иерархиями всего Космоса. Осененное Мудростью Космоса, человеческое мышление созидает в его сердце огненный меч Михаила, призванный победить порожденное демоническим Драконом, умертвляющее чисто материалистическое мышление. При изучении духовной науки, в души людей из сфер духовного мира проникают не просто мысли, но и сама духовная жизнь, которая по своей сути является новым откровением Христа. Так осенний праздник Архангела Михаила в период постепенного угасания сил внешнего Солнца становится началом восхождения Духовного Солнца во внутреннем существе человека.