Повторение годового религиозного круга всегда является мистериальным прохождением, ибо человек переживает жизнь духовного мира, как внутреннее драматическое событие, как Таинство, Мистерию. Такое медитативное переживание начинается с переживания Праздника Архангела Михаила - главы Воинства Господнего, называемого также "Ликом Христа" (Михаэль - "такой как Бог", по древнеевр.). Этот Праздник Михаила традиционно отмечается 29 сентября, а 21 ноября в Православии празднуется "Собор Архистратига Михаила". Это - праздник завершения битвы на Небесах, когда светлое духовное воинство во главе с Архангелом Михаилом одержало победу над темным демоническим воинством Дракона, свергнув его с Небес на Землю. Об этой битве на Небесах впервые говорится в 12-й главе "Откровения Св. Иоанна".
Как темы вступления, День Архистратига Михаила содержит в себе глубоко сокровенную идею всех последующих мистерий в синтезе. Архангел Михаил предстает как глава всего Небесного Воинства - духовных существ, божественных вестников, служителей Господних, принимающих активное участие в творческой деятельности всей Вселенной, совершающих Литургию Мирового Богослужения. При этом нам открывается дуализм, двойственность этой вселенской деятельности: раз есть мировое Добро, то есть и мировое Зло. В дуализме миропроявления эти духовные существа воспринимаются как воинство, противостоящее демоническим силам Дракона. Эта битва завершается победой воинства Архангела Михаила, низвергнувшего воинство "великого дракона" с Небес на Землю - в сферу обитания людей, которые отныне должны сознательно продолжить эту битву в своих душах, в своих сердцах, мужественно сражаясь с воинством Дракона. Человек должен занять свое место в этой мистерии, став активным, деятельным воином духа под началом Архистратига Михаила.
Когда духовный ученик принимает мужественное решение вступить в воинство Михаила, тогда он начинает испытывать реальную поддержку в этой битве со стороны ведущих его по жизни ангельских существ, помогающих человеку в постоянной борьбе с его внутренними препятствиями, слабостями и пороками. В этой внутренней борьбе ученик переживает душевный катарсис - очищение и просветление всех сил своей души. Благодаря постоянной душевно-духовной работе ученик обретает новые нравственные качества и силы духовного познания. Верный Христу ученик следует по пути своего Учителя, преодолевшего все искушения мирового Зла, которые выступили перед Ним в пустыне души. Эта значительная по важности сцена духовной битвы описана в Евангелиях, как очень мощное по силе испытание, с которым неизбежно встречается как Иисус Христос, так и каждый человек, вступивший на путь духовного подвига.
Архангел Михаил дарует человечеству духовную субстанцию тех мыслей, которые порождены божественно-духовными Иерархиями всего Космоса. Осененное Мудростью Космоса, человеческое мышление созидает в его сердце огненный меч Михаила, призванный победить порожденное демоническим Драконом, умертвляющее чисто материалистическое мышление. При изучении духовной науки, в души людей из сфер духовного мира проникают не просто мысли, но и сама духовная жизнь, которая по своей сути является новым откровением Христа. Так осенний праздник Архангела Михаила в период постепенного угасания сил внешнего Солнца становится началом восхождения Духовного Солнца во внутреннем существе человека.