Найти в Дзене
лидия конопанова

Покер фейс — это не только песня Lady Gaga и защитная маска любителей карточных игр.

Покер фейс — это не только песня Lady Gaga и защитная маска любителей карточных игр. Это еще и визитная карточка человека с шизоидным расстройством (ШР). Его мимика не отражает эмоций. И это при таком богатстве внутреннего мира! Внутри себя наш герой прыгнул вслед за Алисой в кроличью нору, отсидел безумное чаепитие с Мартовским Зайцем и остался жив после беседы с Черной Королевой. Снаружи — полный штиль. Хотя, Нэнси Мак-Вильямс (которую я настоятельно рекомендую почитать) упоминала, что многие ее шизоидные пациенты больше любили «Принцессу на горошине». Сегодня мы продолжаем обсуждение ШР и акцентируем наше внимание на причинах формирования этого расстройства. Но прежде восстановим в памяти портрет сегодняшнего клиента.

Настоящий кайф — это быть предоставленным самому себе 24/7. Несмотря на раннее речевое развитие, он не любит разговаривать. Обладатель ШР живому общению предпочтет вымышленное, которое происходит у него в голове. Может сложиться впечатление, что он испытывает безразличие к близости. Но это не так. Природа этого затворничества конфликтна. Люди в своем большинстве — социальные существа, жаждущие привязанностей. Шизоидная отстраненность является даже не исключением из этого правила. А защитой. Чего опасается клиент с ШР? Травматического посягательства на себя. Он испытывает острую потребность защитить свою Самость. Но, вместо того, чтобы облачиться в доспехи, бросает свою физическую оболочку. Как ящерица отбрасывает хвост.

Итак, побег в себя оберегает человека от психологического срыва. Но кто изначально навел на него ружье? Во многих случаях спусковым механизмом для формирования ШР становится поведение матери. Холодной, вторгающейся, наделившей себя неограниченной имперской властью. Когда первые переживания малыша — вторжения и угрозы, когда никто не приходит ему на помощь, когда окружающий мир полон агрессии и опасностей, ребенок бежит. В чулан, под кровать или в Себя. Чем это чревато? Формирование «Я» приостанавливается. А изгнанные из сознания части «Я» инкапсулируются. На примитивной стадии своего развития Эго еще не полностью сепарировалось от бессознательного. Поэтому легко может попасть к нему в плен. Даже повзрослев, шизоидная личность вынуждена бороться за выживание, сопротивляясь угрозе затягивания в черную дыру бессознательного.

огласно теории Юнга при формировании ШР архетипы мощным потоком затопляют зарождающееся Эго. Чтобы уберечь ядро своего «Я» (или то, что от него осталось), ребенок уходит в защитную инкапсуляцию мира фантазий. Он боится жить в отношениях с внешним миром и отщепляется от него, отправляясь в увлекательное путешествие по своему вымышленному миру. А сейчас вернемся к родителям. Не стоит всю вину сбрасывать на безэмоциональную мать. Клиенты с ШР не редко упоминают, что родители обвиняли их в сверхчувствительности и излишней переборчивости. «Ты делаешь из мухи слона», — поверьте, эти слова они слышали не один раз. Британский психолог Гантрип утверждал, что испытывающий страх перед токсичным затоплением ребенок не просто так уходит из внешнего мира. Он хочет воссоздать комфортную, безопасную среду, которая окружала его в материнском утробе. Но переход на пренатальную стадию развития равносилен переживанию смерти.

В следующий раз мы детально остановимся на маркерах шизоидного расстройства. А пока что подумайте, есть ли в вашем окружении есть похожий персонаж? Присмотритесь, возможно сидящий за столом напротив скромный айтишник втайне вынашивает планы по захвату мира.