Найти в Дзене

Форматы корпоративного обучения: кому какой подходит?

Оглавление

Разберём особенности обучения в различных популярных форматах:

  • какие задачи решают
  • затраты на реализацию
  • их плюсы и минусы

Команда Learning Space может создать любой курс для корпоративного обучения используя все эти форматы и не только, подробнее у нас на сайте

1. Презентации

Подходят для подачи теории на различные темы: информация о командной работе, руководство по выбору строительных материалов, инструкции по работе с программами и многое другое.

Плюсы:

  • дёшево
  • быстро
  • привычно

Презентации — это «долгоживущие монстры». В них легко можно менять или освежать материалы. Пока обучение находится на этапе запуска, удобен легкий и доступный формат. Идеальный вариант — презентации. При масштабировании обучения и при появлении у компании СДО — презентацию легко можно трансформировать в курс. А их, в свою очередь, можно разбить уроки, а также добавить дополнительную информацию.

Главный минус презентаций — отсутствие интерактива. Нехватка обратной связи о личных успехах не даёт возможность ученику прожить весь спектр эмоций от обучения. Это может провоцировать спады вовлечённости. А инструкция при данной подаче информации получается эффективной, только если её программа и техника просты.

2. Тильда (собранный в сервисе «Тильда» лонгрид)

Это сервис для удобного создания сайтов. Благодаря удобству производства лонгридов и их красочности данный сервис набирает популярность среди разработчиков курсов. Подходит для подачи теоретических материалов на любую тему.

Плюсы:

  • как и презентация, создаётся легко и быстро
  • оформительские возможности шире: можно вставить видео, сделать простую анимацию и мини-тесты для самопроверки
  • результат получается приятным для восприятия, стильным и интерактивным — это вовлекает
  • дополнительные возможности не усложняют процесс создания продукта, в «Тильде» просто работать и без навыков в сфере программирования

Минусы:

  • подписка на «Тильду» с возможностью использовать самые интересные приёмы платная, но не очень дорогая
  • инструкция при данной подаче информации получается эффективной, только если её программа и техника просты, как и в презентациях

3. Чат-боты и мессенджеры

Подходят для экстренного обучения, когда нужно оперативно всех проинформировать. Например, при запуске акции.

Плюсы:

  • просто
  • быстро
  • дёшево

Легко прикрепить различный интерактив: анимированные стикеры, видео и опросы. Обучение проходит в комфортной и неформальной среде.

Главный минус — такая подача не подходит для усваивания информации в больших объёмах.

4. Вебинар

Подходит для обучения soft skills навыкам и для оперативного донесения информации о нововведениях компании.

Плюсы:

  • для кого-то информация лучше воспринимается на слух от конкретного человека (особенно если вы знаете его или он хороший оратор)
  • вебинар даёт возможность не только рассказать, но и показать различный интерактив (слайды, свой экран), а также пообщаться с аудиторией
  • организация вебинара — несложный и быстрый процесс

Минусы:

  • полная подписка на сервис проведения вебинаров со всеми возможностями без ограничений платная
  • обязательное условие — чтобы все участники были одновременно онлайн с хорошим интернетом

Есть и исключения, если взаимодействие с аудиторией необязательно и можно посмотреть запись вебинара в удобное время.

5. Подкаст

Подходит для обучения soft skills навыкам при полноценном рассказе без визуала (графиков, схем и т. д.).

Плюсы:

  • если сотрудники любят подкасты, они с интересом воспримут такое обучение
  • особенно эффективным получится обучение, если сотрудник будет, например, гостем подкаста
  • истории и опыт людей, которых знаешь и которые имеют авторитет в определённой сфере, вызывают большее доверие

Минусы:

  • когда человек наедине с аудиоматериалом, ему трудно сохранить вовлечённость
  • особенно важна грамотная и интересная речь спикера: интонации, паузы и т. д.
  • возможно, необходимо будет затратить время и средства на обучение спикеров

Более дорогие теоретические форматы

6. Видео

Подходит для теории и инструкции, которые ещё долго будут актуальны

Плюсы:

  • видео — лучший вариант, если проще посмотреть, чем прочитать
  • видео проще усваивается, а контент легче укладывается в голове
  • на данный момент это самый привычный формат подачи информации

Минусы:

  • эффективное видео — качественное. Чтобы такое создать, нужны средства, время и люди
  • если информация потеряет актуальность, придётся её обновлять, что спровоцирует новые затраты

Бывают и исключения, когда изъяны видеоролика не мешают обучению. Пример, чтобы сотрудники оперативно посмотрели видео и быстро научились пользоваться техникой, инструкцию оперативно засняли на телефон.

7. Анимированные курсы

Подходят для долго не устаревающей информации.

Плюсы:

  • анимированный курс — отличный способ подать теорию интересно и неформально, то есть обеспечить высокую вовлечённость обучающихся
  • хороший курс обойдётся дешевле качественного видеоролика, так как не нужны некоторые затраты (например, студия, оборудование)

Главный минус — необходимо подобрать правильную анимацию, что бывает непросто. Необходимо тонко чувствовать целевую аудиторию. Если анимация не заинтересует, к курсу отнесутся как к скучному рабочему мультику.

Теория + практика (дорого)

8. SCORM (курс, сделанный в формате SCORM)

То есть онлайн-курс из различных теоретических материалов с кнопками, переходами и заданиями.

Подходит для подачи теории и отработки её на практике.

Плюсы:

  • возможность добавить практическую часть к теории, а теорию подать интересно — с видеороликами и другим интерактивом
  • в курс можно добавить сценарий обучения (человек будет идти по учебному пути, как задумывает автор)
  • SCORM-курс можно вложить почти в любую платформу для обучения (можно просто перенести курсы с одной платформы на другую)

Минусы:

  • курс в формате SCORM трудно создаётся, для разработки нужна специальная команда
  • производство получается дорогим и долгим
  • чтобы обновить материал или что-то исправить, основа нужна специальная команда и время

9. VR и AR

Подходят для обучения, при котором нужно взаимодействовать с рабочей средой (инструкции) или получать мгновенную обратную связь (коммуникации).

Плюсы:

  • обучение даёт теорию, практику и моментальный отклик на ваши действия
  • практика происходит непосредственно в среде, которая максимально приближена к рабочей реальности, что является очень эффективным

Главный минус — кажется, это что-то из будущего и ощутимо дорого.

Для качественного обучения нужна практика. Дать её совместно с теорией позволяют SCORM, VR и AR.