Говорят, что есть такое китайское проклятие: «чтоб ты жил в эпоху перемен». Поверьте, мои читатели, когда мы увлеченно рассказываем о какой-то интересной с нашей точки зрения исторической эпохе, то это почти наверняка означает, что жизнь тогда была не сахар. Сейчас расскажу вам о такой «увлекательной» истории одной слишком бурной жизни.
Сиднэм Пойнц был четвертым сыном в своей семье. А значит, мог рассчитывать главным образом на себя. Родители отдали мальчишку в ученики лондонскому торговцу, а дальше, давай, крутись, как знаешь, ведь на дворе царило начало XVII века – люди осваивали Индии, католики воевали с протестантами, французы с испанцами, испанцы с англичанами, все вместе и каждый по отдельности точили зубы на голландские прибыли. А там еще и Тридцатилетняя война грянула. В общем, было куда приложить руки и где протянуть ноги.
В 1625 году 18-летний Сиднэм нанялся рядовым в полк лорда Вокса, воевавший в Голландии. Немного послужил там, а потом перешел в армию саксонского курфюрста Иоганна Георга. И сделал это очень вовремя, так как принял участие в битве при Брейтенфельде на стороне шведско-саксонской армии, разгромившей имперскую армию Тилли и Паппенгейма.
В следующем, 1632 году Сиднэму довелось поучаствовать в другом значимом сражении эпохи. Только при Лютцене он дрался уже не в рядах сторонников шведского короля Густава Адольфа, оставшегося на поле сражения, а в рядах его противника Валленштейна. Ведь главное – правильно выбрать сторону. А все эти заморочки с верой – оставьте другим. Настоящие наемники чаще сражаются за тех, кто платит, а не за тех, кто правильно верит.
Все эти переходы на правильную сторону и участие в походах за правильных товарищей, позволили Сиднэму сколотить состояние, после чего он решил остепениться, завести дом, семью, детей… Что характерно все у него получилось. Он обзавелся имением в Германии, женился на немецкой девушке…
Через три года французские солдаты, проходящие через места, где поселился Сиднэм, между делом разграбили его дом, жену и ребенка отправили на небеса. Тридцатилетняя война, знаете ли. Вчера ты зарабатывал грабежами на свой дом, в котором, может быть, встретишь старость, сегодня твой дом грабят другие солдаты, которых завтра ограбят третьи.
Примерно в 1644 году, матерый 37-летний вояка Сиднэм Пойнц вернулся на родину в Англию, раз уж дела на континенте пошли прахом. Там как раз нашлось применение его талантам, так как в стране шла гражданская война между кавалерами и круглоголовыми. Пойнц занял сторону Парламента и Палата общин в 1645 году назначила его командовать кавалерийским и пехотным полком, а потом его вообще поставили губернатором в Йорке.
Он одержал несколько побед над армией «кавалеров», например, победил при Роутон Хит, а потом принял капитуляцию Ньюарка. Но затем выбрал «неправильную» сторону, встав в оппозицию к армии Новой модели и лорду Фэрфаксу. То есть, не сошелся с Кромвелем.
Закончилось это тем, что Сиднэму, которому было уже глубоко за сорок, пришлось отправляться в Вест-Индию, в Англии для него места не было. Некоторое время он губернаторствовал там в ряде колоний, например, на Антигуа. Но Кромвель постепенно прибирал все к своим рукам и выдавливал неблагонадежных подальше. Так Сиднэму пришлось перебраться на край света – в Вирджинию.
Там его следы и потерялись. Остались только его записки-отчеты о боевых действиях в Тридцатилетней войне. Яркая была жизнь, не всегда успешная, но интересная карьера. Но, черт побери, почему у меня такое ощущение, что лучше все-таки не жить в «увлекательное время перемен», а наблюдать за ним со стороны?! По книгам.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм