Кто же такая мама?
Это слово звучит похоже в большинстве языков. Слог "ма" означает того, кто что-то материализует в этом мире. "Ть" - тот, кто эту материализацию производит. Мать являет миру то, что было скрыто внутри, материализует скрытое начало.
Архетип великой Матери, выведенный Юнгом, шире понятия женщины, родившей ребёнка.
Это пространство безопасности, уюта, комфорта. Изучая легенды и сказания разных народов, Юнг вывел положительные и отрицательные функции Великой Матери. Обычно эти черты ярко представлены у сказочных героев. Питать и освобождать - это о добре, плодородии, богатстве, творчестве, здоровье. Отвергать и удерживать - это о болезнях, смерти, зле, бедности, пустоте.
Добрые сказочные персонажи щедры на подарки, помогают и защищают, а злые вредят. Образ родной матери и образ мачехи - противоположные образы материнства. Из сказок ребёнок узнаёт, как устроена и функционирует мама. В обычной жизни плюсы и минусы не могут существовать отдельно друг от друга. Материнство - это всегда баланс между плюсами и минусами.
Перекосы чреваты последствиями.
Если мама не хочет быть плохой, изо всех сил старается быть хорошей для ребёнка, функции давать, питать, материализовывать исполняет охотно, но не даёт контроль, жёсткие границы, ребёнок вырастает или изнеженным, или избалованным, зависимым от мамы, не способным справляться с жизненными трудностями.
Ориентир мамы на стопроцентный положительный полюс в жизни ребёнка потом выстреливает отнюдь не положительно. И. соответственно, если мама холодная, отвергающая, занятая собой, своими делами, не включённая в потребности и дела своего ребёнка, ребёнок быстро станет самостоятельным, но вырастет с психотравмами.
Материнство - всегда гармония, баланс между плюсами и минусами. Главное мастерство мамы - держать этот баланс. Если сравнивать с потребностями организма, то и голод, и обжорство пагубны.
Продолжительные наблюдения за людьми (эксперимент проводился в Америке на протяжении 80 лет) показали, что нет взаимосвязи между уровнем интеллекта и доходами, а вот отношения с матерями напрямую влияли на уровень доходов и успешность.
Тёплые отношения в семье, эмоции ребёнок узнаёт от взрослых, мама - эмоциональный центр семьи. Если от мамы мало тепла, то к подростковому возрасту ребёнок отключится от родительской семьи и будет искать поддержку у сверстников, с ними реализовывать потребности, которые не подпитывались в родительской семье.
Любой девушке, женщине полезно работать со своей эмоциональной сферой, независимо от того, есть дети или нет.
При склонности обижаться, если есть сложности с пониманием эмоций и управлением ими, с открытием своих эмоций, с этим обязательно надо работать, потому что это сказывается на детях.
Умение сохранять себя для себя и семьи - тема неисчерпаемая, модель материнства в современном мире стремительно меняется. В патриархальной семье женщина рожала и воспитывала детей, а мужчина её оберегал через зарабатывание денег и контакты с внешним миром.
Сейчас родитель может самостоятельно растить ребёнка, есть гостевые браки, есть дети, растущие с бабушками или нянями. С этими новыми моделями пока не понятно, какие психотравмы получают дети в таких семьях, это будет понятно лет через 50.
Даже если женщина рожает, как раньше говорили, "для себя", нанимает няню, в этой ситуации всё равно есть фигура из патриархальной модели, выполняющая роль папы - её работа, дающая достаток, или помощь родственников.
Любая модель материнства предусматривает, что рядом с мамой будет кто-то, кто будет поддерживать в первые годы материнства.
Чем чаще женщина задаёт себе вопрос, тепло ли с ней сейчас домачадцам эмоционально, тем счастливее растут в семье дети.
Как успокоить ребёнка?
Сначала успокоить себя. Ребёнок капризничает, истерит - это сильно взвинчивает маму, она ощущает себя слабой, беспомощной, часто - плохой мамой, которая не справляется с ребёнком. В такие моменты включаются врождённые механизмы агрессии, чтобы защититься от этих гнетущих мыслей. Агрессия и на себя , и на ребёнка приводит к тому, что ребёнок ещё больше истерит. Прежде, чем начать разбираться с ребёнком, спросить у себя, что происходит, принять простую мысль: то, что сейчас ребёнок закапризничал, не значит, что я плохая мать. Что-то происходит сейчас у него в душе, при этом я хорошая мама, пока я не нашла ответов на вопросы, но продолжаю их искать. Когда состояние "со мной всё в порядке" к маме вернётся, можно смотреть на то, что происходит с ребёнком: чего боится, на что злится, какую потерю переживает. Наблюдение за тем, когда случаются детские истерики - что служит запусковым механизмом - отказ, запрет, интонация голоса, категоричное требование, банальная физическая усталость, -помогут предотвратить такие случаи.