Найти в Дзене

5 шагов по созданию эффективного транспорта в крупном городе

Оглавление

В данной статье предлагаю рассмотреть шаги по реформированию и реконструкции системы общественного транспорта, которым должны следовать все городские власти для создания эффективной и современной системы.

1. Создание мультимодальной билетной системы

Автобус на вокзальной площади Перми
Автобус на вокзальной площади Перми

Никакие современные вагоны или автобусы, даже ездящие по выделенкам каждые 10 минут, не имеют особо никакого смысла, если проезд оплачивается наличкой кондуктору, и нет никаких бесплатных пересадок. По этой причине в городе необходимо первым делом ввести единую билетную систему. В идеале, этот единый билет должен также работать во всем регионе. Хороший пример — Москва и Московская область, где действует единая карта "Тройка", которая работает как во всем общественном транспорте столицы, так и во всех областных автобусах. Смысл в том, чтобы упростить перемещения пассажиров, не вынуждать их пользоваться разными картами при пересечении административной границы. В некоторых случаях также имеет смысл ввести единый билет сразу на несколько регионов. Например, в Краснодарском крае и Адыгее. Столицу Кубани и адыгейский поселок Яблоновский разделяет всего лишь река, однако город и поселок, плотно связаны социальными и экономическими отношениями. Это возможно станет проблемой при создании системы городской электрички и интеграции ее в систему существующего общественного транспорта. Также важным является введение бесплатных пересадок. Это мера позволит привлечь множество новых пассажиров, которые не готовы ещё раз платить за проезд при пересадке, например, с трамвая на автобус. Подобная система эффективно работает в Москве.

2. Разделение маршрутов на магистральные и подводящие

Система магистральных наземных маршрутов в Москве
Система магистральных наземных маршрутов в Москве

Разница между ними весьма проста: магистральные нужны для перевозки по условной прямой большого количества людей. Для этих целей лучше использовать магистральные виды транспорта: трамвай, метро, городская электричка или ускоренный автобус/троллейбус/электробус. Такие маршруты должны иметь остановки не так часто, как подводящие маршруты. Смысл подводящих маршрутов, что можно понять из их названия, не — это переместить людей с ближайшей остановки до магистрального маршрута. Такие маршруты обычно ходят чуть реже, поскольку пассажиропоток сильно ниже. Такие маршруты призваны хотя бы частично решить проблему "последней мили".

Троллейбус во Владимире
Троллейбус во Владимире

3. Создание системы остановок и пересадочных пунктов, реконструкция инфраструктуры.

Про остановки говорить особо много, наверное, не стоит. Они должны быть удобными, иметь платформу "в пол", защищать от ветра, дождя и солнца. Важный момент — на популярных остановках должны быть киоски или автоматы по продаже билетов. Смысл вводить единый билет сохраняется лишь в том случае, когда пассажиры могут его легко купить. Создание ТПУ — это уже отдельная тема, гораздо более сложная, однако необходимая для эффективной работы транспорта. Быстрая и комфортная пересадка считается залогом качественной работы транспорта. Например, если пересадка между подвозящим автобусом и городской электричкой занимает 2 минуты, а на пути нет никаких препятствий в виде подземных переходов, лестниц и прочего, такая пересадка может считаться удачной. Совсем не обязательно строить огромные комплексы ТПУ для того, чтобы создать быстрый и удобный пересадочный пункт.

Остановка с навигацией в Германии
Остановка с навигацией в Германии

Также важным моментом является создание или реконструкция инфраструктуры. Это достаточно обширное понятие. Под ним понимается ремонт депо и парков техники, подстанций, ремонтных баз, а также ремонт и обособление транспортной инфраструктуры: трамвайных путей, автобусных полос. Также необходим ремонт проводов электротранспорта, зарядных или заправочных станций.

Высшая позиция в рейтинге выделенок от Buslanes- Казань
Высшая позиция в рейтинге выделенок от Buslanes- Казань

4. Унификация общественного транспорта

Проблема сотни разных маршруток, дублирования маршрутов и прочего остро стоит перед большинством российских городов. Многие пытаются начинать с нее, однако это вряд ли можно назвать правильным. Пока муниципалитет не обладает достаточными мощностями и ресурсами для замены паразитирующих маршруток, не имеет смысла их отменять. Пожалуй, стоит пояснить, что я имею против маршруток, как вида бизнеса. К общественному транспорту это особо не имеет никакого отношения. Маршрутки паразитируют на городской инфраструктуре, забирают пассажиров у муниципального транспорта, дублируя маршруты. Также маршрутки часто являются куда менее безопасными. Это не говорит о том, что я против частных перевозчиков. Просто все перевозчики должны работать по единым стандартам в рамках единой франшизы, как, например, происходит в Москве — "Московский транспорт" (где помимо Мосгортранса на автобусных маршрутах работает около 10 частников) или Лондоне, где единая франшиза "Transport for London" объединяет несколько крупных компаний.

Автобус Московского транспорта
Автобус Московского транспорта

5. Закупка нового транспорта

Это последний пункт, потому что самый, как ни странно, простой, однако требовательный. Без всех пунктов выше новый и удобный транспорт не имеет смысла: новые автобусы будут стоять в пробках, новые трамваи быстро "умрут на убитых старых путях", а новые электрички будут останавливаться на советских платформах. Требования к новому подвижному составу обычно весьма простые, если мы не говорим о каких-то специфических требованиях климата или сети (узкая трамвайная колея, крайний север): низкий пол, система климат-контроля и, что очень хорошо, экологичность. Экологичным может быть не только электротранспорт, например автобусы на водородном топливе так же считаются экологически чистым транспортом. Такие автобусы собирается закупать Москва. А вот Санкт-Петербург пошел по пути закупки автобусов на природном газе. Это, конечно, хуже, чем электротранспорт, но всё же лучше, чем дизельные машины.

Теперь стоит рассказать, почему нужно именно выполнение всех этих пунктов, а по отдельности они работать не будут. Транспортная система — это очень сложный механизм, в котором, помимо того, что мы видим каждый день: транспорт, остановки и билеты, есть много скрытых механизмов, которые необходимы для успешного и эффективного функционирования. Иначе можно оказаться в западне, в которую, например, сейчас частично попала Тверь: новые автобусы с хорошими интервалами стоят в пробках и ездят по никому не нужным маршрутам. Комплексный подход к транспортному планированию можно назвать залогом успеха подобной реформы.

Ласточка МЦК в Москве
Ласточка МЦК в Москве