Слешер и триллер с элементами ужастиков и детектива. И пара действительно интересных мыслей в пучине паранормальщины и жестокого социума.
Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня речь пойдёт об аниме «Иная», вышедшем в 2012 году как адаптация ранобе и повествующем о жутком проклятии, нависшем над классом и попытке в нём разобраться, дабы большинство спаслось. О том, почему даже в слешере нужно прописывать больше двух персонажей, насколько хорошие и интересные идеи способны закрыть скучное начало, а также немного об Иных, и пойдёт речь в обзоре.
Итак, начали!
1. Сюжет.
Студия: P. A. Works. Год выхода: 2012. Средневзвешенная оценка: 7,97 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 142886); личная оценка: 7,35.
Начинается аниме с рассказа страшилки про некоего ученика Мэй Мисаки, после смерти которого в классе решили притвориться, что тот жив. И вызвали нечаянно проклятие, убивающее учеников класса 3-3, их классруков и их родственников до второго колена.
Но Коичи Сакакибара, проходивший лечение в больнице города N, о том не знал и спокойно перевёлся в старшую школу с символичным названием «Северный АД». В классе помимо грозной начальницы по охране безопасности красавицы Акадзавы Идзуми, считающей, что с ГГ она уже виделась, паренька из художественного клуба Юя, задорного, с языком без костей Наоя, Коичи видит и её. Загадочную девушку с повязкой на глазу, Мэй Мисаки, что сидит за дореволюционной (т. е. до реставрации Мэйдзи) парте и которую никто кроме ГГ не видит. Или не хочет видеть. Однако знакомство с бледной кудере открывает не только глаза на одноклассников, но и на то самое проклятие, от коего многострадальный класс вроде как нашёл избавление. И именно тогда начинает раскручиваться маховик смертей, не обошедших класс и в 1998 году...
1.2 Унылые моменты и неинтересные герои.
И при всём этом на эту завязку уходит аж пять серий, из которых в первых трёх, кроме вялого раскрытия некоторых героев и скучных сцен (пусть и наполненных очевидными, но нужными атмосферными деталями) вообще ничего не происходит! Слешер должен начинаться явно не с желания его бросить и включить классический «Пункт назначения», с коим у «Иной» есть сходство. Авторам следовало лучше прописать многих героев и сделать их запоминающимися: спустя неделю после просмотра у меня в голове только три имени осталось. По той же причине сопереживания очень мало, и ты думаешь: поскорее бы их всех тут покромсали.
Сего тут не происходит, порождая несправедливость: не они должны в слешерах выживать! По той же причине не очень выстроена детективная часть: да, найти виновника этого года – живого мертвеца – интересно, но я лично был не против узнать и доказать правду уже когда она ничего бы не решила. И это не говоря о мелких, но бьющих по всему нестыковках, вроде банального «Неужели за 28 лет они ни разу не попробовали класс расформировать? Или и это не помогло?» (вопросы самоочевидные, но ими главгерой обязан был задаться вслух). Или о том, какие функции, кроме слежки за абсолютным игнорированием «иных», входили в компетенцию Идзуми и почему она вообще ни с чем по итогу не справилась, даже с собственными нервами? И, конечно же, глобальная проблема не решена от слова совсем: уже через год в класс 3-3 придут новые ученики, у которых будет лишь подсказка от старших товарищей: сам круговорот смертей, имеющий чёткое начало, не имеет притом конца. Конца нет, а пляжная сцена даже тут есть (анимэ же!). Радует хоть, что помимо прелестей Идзуми, её удалось более-менее вплести в сюжет.
1.3 Немного о выживании видов. Другие.
Поначалу аниме цепляет только вниманием к деталям: читают тут только Кинга, рисуют только свои версии самой известной картины Мунка, перила на крыше должны быть кроваво ржавыми, зонтики должны применяться по максимально страшному назначению и прочая, и прочая. Но со временем такие мелочи уходят на второй план, ибо на сцену выходит проблематика. А она – лучшее, что есть в «Иной». Несколько в лоб, топорно, но всё равно хорошо показано, что люди в большинстве своём пресловутой «моралью» прикрываются, а в случае чего переступят со смачным плевком её целиком. Дабы затем стыдливо оправдывать свою волю к жизни тем, что не ради себя, ради большинства старались.
Ложь. Постулат поведения почти всех персонажей тут: «своя рубашка ближе к телу», каких-то самопожертвований тут не будет. Разумеется, нельзя винить их в этом, да и общество не осудит. Но и сопереживать им не захочется: раз выдумали люди идеалы, пусть хотя бы попробуют делать их явью, не так ли? Или решая проблему вагонетки, не станут убивать близкого человека, даже и зная, что спасёт остальных? Ибо любое такое решение в пользу большинства путём угнетения меньшинства рано или поздно станет оправданием того, что декларирует тоталитаризм. Или окончательно приравняет людей к животным, что повинуются лишь инстинктам, в особенности, самосохранения.
Ну и нельзя не похвалить отличную побочную линию, пусть и быстро прерванную, что вещает о построении целой системы угнетения, по сути, случайно отобранных людей в отдельно взятом классе! Оправданной 50%-ой эффективностью!!! (Если ваше решение работает как монетка, то оно просто чудовищно неэффективно.) Воистину отличная аллюзия на сказки, где драконам в жертву девственниц волокли или совсем не сказочные жертвоприношения богам у язычников. И вся эта дикость рвётся наружу, стоит человеку столкнуться с тем, чего решить обычными способами он не может. Притом подчёркивается, что сами то угнетатели не плохие: Идзуми даже запала на Коичи, но не колеблясь, начала игнорировать, в ЧС класса добавив. И пусть подобное вершится с согласия жертвы, оправдать его способна только та же мораль рубашки, прикрытая заботой о большинстве.
Собственно, сама проблема иных тоже страшная: попадая в общество, где то же большинство отлично от тебя, оно может даже без явного согласия начать травлю и прочее. Просто потому что также искренне будет считать тебя угрозой. Хотя реальной угрозы что в людях с другим цветом кожи/религией/ориентацией и прочим, что в выбранных наугад «других» для жизней «местных» не будет. Эта ещё одна довольно тонкая ниточка аллюзий, возникшая у меня при просмотре «Иной». Само аниме может оправдывать сегрегацию и уничтожение меньшинства хоть лором, хоть обществом, хоть моралью, но суть содеянного не изменится.
2. Персонажи.
Коичи Сакакибара – почему-то главный герой аниме/ранобе/манги. Перевёлся в новую школу из-за переезда из Токио. Аморфный ОЯШ, который по причине неинформированности заговорил с наречённой «иной», чем якобы возродил проклятие (следствие доказало, что не он виноват). Кроме странных попыток найти правду, танца с Мэй, симпатии к нему Идзуми и спорным поступком в конце, ничем не запомнился.
Мэй Мисаки – девочка, само существование которой упорно игнорируется классом 3-3, отчего она похожа на призрака. Смертельно бледная, с повязкой на глазу, скрывающем гетерохромию. Спокойная и часто хмурящаяся кудере, что живёт в доме с кукольным магазином. Неразговорчива. Как и положено, имеет проблемы в семье. Осознанно согласилась стать «иной» и надеялась таким образом всем помочь. Много чего знает, но сразу говорить стесняется/не приучена. Единственная, кто получила заслуженный хэппи-энд.
Идзуми Акадзава – ответственная за безопасность класса девушка, которой Коичи с первой встречи показался знакомым. Много на себя берёт, стараясь спасти большинство. В делах детективных не очень сильна. Большую часть времени спокойна и уравновешенна, но может потерять контроль и тогда беда неминуема. Способна очень сильно сокрушаться по близким. Тайно, возможно даже для себя, влюблена в Коичи и, наверно, жалела, что и его пришлось одно время в «иные» зачислить. Хотела, как и ГГ, переехать в Токио.
Наоя Тэшигавара – ученик класса 3-3. Задорный паренёк, сказавший слишком много ГГ, но не досказавший главного, отчего тоже несколько повинен в сложившейся ситуации. Часто цапается с Идзуми. Дабы избавить класс от проклятия готов даже на убийство.
Юя Мотидзуки – скромный одноклассник Коичи, ставший тому другом. Что, впрочем, не помешало бессовестно игнорировать последнего. Говорит тихо, немножко похож на трапа.
Тацудзи Тибики – бывший классный руководитель класса 3-3, ныне библиотекарь. Спокойно общается со всеми, включая «иных». Старается помочь спасению хотя бы части учеников всеми силами, ради чего готов поделиться всем, что знает (а это трудно: при смерти оживших мертвецов память и документы очевидцев переписываются).
Рэйко Миками – тётя Коичи, с которой тот живёт. Имеет явные проблемы с памятью, но не почве выпивки. Добрейшей души человек.
Юкари Сакураги – ещё один божий одуванчик, коего сгубили прогнозы погоды и полы, натёртые мастикой.
Санаэ Мидзуно – медсестра, ухаживавшая за Коичи. Старалась помочь ему в расследовании, но проклятие (или случайность?) задело и её.
Как нетрудно заметить, о большинстве персонажей тут и сказать ничего, ибо незапоминающиеся они.
3. Анимация, саундтрек, опенинг.
К рисовке нареканий нет совсем: что понравившийся мне дизайн персонажей, что фоны. И то, и другое тоже подстроено под атмосферу триллера с элементами хоррора: постоянные дожди, бледнота всех действующих лиц (у кого-то даже белизна), яркий красный цвет, пусть и слешера тут явно меньше положенного – всё это работает на атмосферу и работает исправно. Сами сцены смертей в большинстве своём также поставлены неплохо, хотя, повторюсь, слешера тут не хватило.
То же самое можно сказать и о саундтреке: тяжёлый и тоскливый, он помогает погрузиться во всё нарастающую безысходность и пучину отчаяния. И лучше бы, погружение состоялось... Ну и, разумеется, отмечу нетипично драйвовый опенинг: с песней от ALI PROJECTS (в своё время сделали столь понравившийся мне первый эндинг аниме «Код Гиас»), он мне зашёл и даже сравним с отличным первым опенингом «Mirai Nikki».
4. По итогу.
Тут нужно говорить в нескольких плоскостях. Ибо в одной из них дело завалено. Когда в жанрах есть ужасы и триллер, а уже с конца 3-й серии начинаются убийства, то вполне логично ожидать вариацию на тему «Пункта назначения». Вместо этого на выходе получать историю, в которой довольно мутные и не особо интересные герои 12 серий, потакая своему желанию спастись, изощряются в попытках. А когда в аниме тебе всё равно почти на всех героев, такое не может не вызвать неприятие.
Но если говорить о проблемах, то да, именно они вышли тут интересными. Сама подача также практически натуральная: нет ничего естественней для людей, что не слывут моралистами, а живут обычной жизнью, всё равно за эту жизнь цепляться. Притом как можно более удобней: свалить всё на того, кто может и не виноват быть (вероятность ошибки при выборе иной без особых мистических глаз 29/30, между прочим). И это срабатывает. Именно на отрезке длиной в эволюцию и борьбу за выживание вида срабатывает. Но с классической моралью подобное, конечно, согласуется плохо.
Но аниме как художественное произведение, просто по определению должно либо показывать тебе героев, за которых ты сможешь болеть (и желательно, больше двух), либо же убирать, по законам жанра, всех неинтересных. И поскольку ни в том, ни в другом оно не преуспело, то и выглядит оно так, будто полно лишних и ненужных моментов и откровенной затянутости. Возможно, как фильм «Иная» был бы даже лучше, хотя обычно срезка до фильма обрезает героев и смыслы.
Вот и подходит к концу обзор на несколько странный, затянутый триллер, в котором «взятые из самой жизни» вещи и факты соседствуют со странностями и теми, кто забудется уже на следующий день.
Чего не скажешь о поднятых в аниме темах. Именно за них я и рекомендую «Иную» к просмотру. Помимо атмосферы и влияния к приятным мелочам, оно и впрямь заставляет задуматься. О том, сколь неправильно само деление на «нас» и «других». О том, насколько далеко мы зайдем ради сохранения собственных жизней. И самое главное – есть ли такие вещи на самом деле?
Я до сих пор крепко убеждён, что есть. Каждый для себя определяет мораль сам: берёт «по умолчанию» общественную (и в дальнейшем оправдывает себя ею же) или же в процессе духовных поисков вырабатывает ту, что отвечает его сложившимся представлениям о добре и зле. Второй путь намного труднее, но и сами такие люди внушают больше уважения. Разумеется, если в таких личностных установках будет не только действительно универсальное и очевидное, но и то, что способно показать: есть вещи, что дороже и выше остальных. Не обязательно идеалы, достаточно и близких людей, которых хочется защищать, пусть и ценой жизни. Но такие вещи должны быть, иначе чем бы будем отличаться от пустых кукол?
Спасибо, что прочли статью! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!
#аниме обзор #обзор аниме #кино #триллер