В памяти маленькой Тамары навсегда останутся тяготы и лишения, которые ей пришлось пережить в годы Великой Отечественной войны. страшных лет. Признаться, меня поразила судьба Тамары Ильиничны Захаренко, 89-летней жительницы одного из сел Сахалинской области. Думаю, читателям Дзен также будет интересно познакомиться с воспоминаниями этой милой, доброй женщины (язык не поворачивается назвать ее бабушкой!).
Все меньше и меньше остается на земле людей, родившихся в довоенное поколение. Уходит в вечность поколение победителей, поколение людей, вынесших все невзгоды, лишения и тяготы той страшной войны. И наш долг – сохранить их воспоминания, их документальные свидетельства тех грозовых лет для будущих поколений.
Тамара Ильинична Захаренко – одна из десятков миллионов советских людей, на чью долю в полной мере выпали тяготы и лишения Великой Отечественной войны. Сегодня Тамара Ильинична проживает в одном из сел Сахалинской области. Несмотря на свой преклонный возраст, а исполнилось ей 29 января этого года 89 лет, Тамара Ильинична прекрасно помнит свое детство, которое пришлось на годы Великой Отечественной войны, события тех грозовых лет, послевоенное и время. Предлагаю читателям Дзен лишь отдельные штрихи из жизненных воспоминаний Тамары Ильиничны Захаренко. Но и по ним видно, какие страдания вынесли советские люди в годы войны, как они преодолевали свой страх, свой ужас перед страшной бойней, и как в конце концов победили. Есть, уверен, в нашей Великой Победе и вклад таких людей, как Тамара Ильинична Захаренко…
Родилась Тамара Ильинична 29 января 1932 года в небольшом городке Холм Тверской области. Известен с 12-го века, как Холмский погост. Со временем поселение превратилось в небольшой уездный городок. Через город протекает река Ловать, впадающая в Волгу. Именно здесь проходил водный торговый путь «из варяг в греки» из Балтийского моря через всю Восточную Европу в Византию. 22 июня, в день, когда немецкие войска перешли границу нашей страны, маленькой Тамаре шел десятый год. Внезапное начало войны на рассвете воскресного дня глубоко потрясло простых советских людей. Уже днём 22 июня 1941 года все радиостанции Советского Союза передали сообщение народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Позже кадры кинохроники покажут озабоченные лица людей, пристально вглядывающиеся в бесстрастные алюминиевые жерла уличных громкоговорителей, из которых звучал взволнованный голос наркома. Тамара, ее сестры и братья (а было в семье 7 детей), папа и мама сообщение о начале войны слушали дома по радио. Маленькая девочка хорошо запомнила тишину, наступившую в квартире после сообщения об объявлении войны. А потом – слезы и причитания мамы, чувство страха, овладевшее всеми членами семьи, гнетущее ожидание чего-то нового, страшного, неизведанного. Заканчивалось сообщение советского правительства словами, от которых у многих, слушавших Молотова, пробежала по телу нервная дрожь и появилась уверенность, что все будет хорошо: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Надо отметить, что сообщение наркома о начале войны вызвало разную реакции у советских граждан – у многих известие о начале войны отдалось болью в сердце и слезами на глазах, тревогой за близких и родных. Но были и такие люди, кто встретил эту новость с некоторым воодушевлением – наконец-то германский пролетариат скажет свое веское слово и поможет нам в освобождении народов от фашистской чумы! Конечно, это были идеалистические мечты, надежда осталась только надеждой...
Хорошо запомнила Тамара Ильинична то, как в первые дни войны люди активно шли в военкомат, ставший местом сбора всех горожан. Здесь можно было узнать все последние новости о событиях на фронтах, здесь добровольцы пытались накинуть себе лишний год, чтобы только попасть в действующую армию, отсюда холмчане уходили на фронт. В то время, как говорит Тамара Ильинична, у советских людей буквально зашкаливало чувство патриотизма, любви к своей стране. К сожалению, уже в августе, спустя чуть более месяца после начала войны, город был оккупирован немцами. Навсегда остались в памяти маленькой девочки, слова: «Мы обязательно вернемся!», - произнесенные одним из красноармейцев, шедшего в колоне наших войск, которые покидали Холм. И они вернулись. Но произошло это в уже феврале 1944 года.
Тогда же, в последние дни лета 1941 года, многие семьи горожан ушли в лес. Готовили пищу на кострах, спали под открытым небом. Но вскоре к временному лагерю на мотоциклах приехали немцы. Они приказали всем возвращаться в город, в ином случае все будут объявлены партизанами и их уничтожат. Пришлось вернуться в город. На площади, куда согнали всех жителей города, стояли виселицы с повешенными горожанами. Как объяснили немцы, «для устрашения» – так будет с каждым, кто пойдет против великой Германии. Маленький городок Холм в годы войны стал едва ли не первым городом, в котором немецкие войска попали в окружение. И пусть в силу объективных причин взять городок Красной (а потом и советской) армии так и не удалось, героизм партизан, красноармейцев, простых жителей Холма навсегда останется в анналах Великой Отечественной войны.
А началось сражение за город, в результате которого немцы оказались в окружении, в конце 1941 года. Как вспоминает Тамара Ильинична, в один из дней декабря городок заполнила немецкая группировка войск. В поисках жилья немцы ходили по хатам, размещались, где только было возможно. Но спокойно отдохнуть, набраться сил им не дали советские партизаны. Под утро одного из морозных январских дней они с трех направлений атаковали Холм. В атаку зачастую шли врукопашную, цель – захват и уничтожение моста, имеющего важное стратегическое значение. Много партизан полегло в той ночной атаке. В ходе длительного боя партизаны израсходовали весь боезапас и вынуждены были отойти. Тела убитых - и наших, и немцев, - были свезены в одну из бань города и там сожжены. В конце января Холм был окружен нашими войсками. Красная армия постоянно предпринимала атаки на город, но взять его так и удалось. Вместе с немцами все тяготы окружения испытывали и наши, советские, люди. Но они, в отличие от захватчиков, радовались каждому удачному залпу наших «Катюш», хотя была постоянная угроза попасть под огонь наших войск (что в итоге зачастую и происходило). После освобождения в 1944 году город представлял собой печальное зрелище – буквально все здания и дома были превращены в развалины.
Жизнь в окружении была трудной и голодной. Немецкие солдаты и офицеры ели лошадей, населению оставались шкуры, головы, кишки. Немцам с самолетов сбрасывали на парашютах продовольствие, иногда его относило ветром в сторону наших войск. Весной 1942 года с началом ледохода на реке немцы собрали гражданское население для прикрытия, чтобы спокойно перебраться на другой берег, посадили людей в лодки и приказали переплывать в них реку. Гребли веслами и переживали за свои жизни – стрельба идет, то недолет, то перелет. Добрались до берега, ночевали в заброшенном сарае. А днем немцы заставили горожан пробежать по полю под обстрелом с той же, что и накануне, целью – укрыться за спинами мирного населения…
В оккупация семья прожила три долгих года. Всякое случалось за это время. Когда старшая сестра с братом собрались уйти в партизаны, то попали в засаду и их отправили на работу в Германию. Тамару же в семье решили отдать в пастушки в одну из зажиточных латвийских семей. Было ей в ту пору 12 лет. Договорились о цене, об условиях работы. К Тамаре относились хорошо, расплатились в конце окончания договора по-честному, без обмана. После того голода, что родные Тамары пережили в оккупации, жизнь «в пастушках» была сытной. Первое время Тамара не могла привыкнуть к изобилию пищи на столе.
После победы героиня нашего очерка вернулась в родной город. Вскоре, после окончания лесотехнического техникума, приехала в 1953 году по направлению на Сахалин. В дипломе - название специальности: «Лесовод». Попала Тамара Ильинична работать в Корсаковский лесхоз, позже перебралась в поселок Новиково. Здесь встретила свою любовь (муж также оказался лесоводом), в 1955 году вышла замуж, родила троих детей - двух девочек и мальчика. Биография самого обычного советского человека. На работе без лошадей было никуда, они были основным гужевым средством передвижения. Агроном в лесу – профессия разносторонняя. Здесь и вырубка старых деревьев, и посадка новых, и обработка семян, и работа в питомниках, и борьба с лесными пожарами. После выхода на пенсию главы семьи, а позже и Тамары Ильиничны, супруги решили переехать жить в Приморье. 14 лет прожила семья на материке, в Приморье Тамара Ильинична и мужа оставила. Через три года после его смерти вернулась на Сахалин, обосновалась по совету родных в Раздольном. Полгода прожила у дочери, а потом Тамаре Ильиничне дали квартиру, где она и проживает по сей день. Сегодня среди жителей, родившихся до войны, она в Раздольном осталась одна…
У Тамары Ильиничны 9 внуков и внучек – 5 девочек, 4 мальчика. Сегодня они уже все взрослые, в их семьях растут собственные дети, правнуки Тамары Ильиничны. За свой труд Т. И. Захаренко имеет многочисленные грамоты, благодарности, знак отличия «Победитель социалистического соревнования», поощрения, медали, выпущенные к юбилейным датам дней Великой Победы. Тамару Ильиничну в селе уважают, ее постоянно на различные праздники приглашают на мероприятия.
P.S.
Не знаю, будет ли интересен читателям мой рассказ о судьбе Тамары Ильиничны. Если – да, то буду рад. В первую очередь – за ветерана.