Продолжаю рубрику по понедельникам “Мысли замечательных людей”. Понятно, что мысли только про виски, от истории до производства, от обычного виски до супер редкого и коллекционного. Продолжаю публиковать интересные материалы от Тимофея Прокопова. Для тех кто не знает, Тимофей является одним из пионеров виски движения в России. Он долгое время жил в Великобритании, посетил под сотню винокурен, лично знаком со многими ведущими производственниками и мастер-блендерами, лично принимал участие в отборе и организации ботлингов интереснейшего виски для Classicdram, периодически участвует на виски фестивалях и симпозиумах. Для более лучшего понимания виски работал лично на винокурне, у себя в домашних условиях создал виски, который высокого оценён ведущими знатоками виски в России, а в слепых дегустациях клуба Double Dram на равных боролся со многими крутыми шотландскими молтами. И с недавнего времени Тимофей начал публиковать очень интересные заметки на фейсбуке в закрытой группе виски-маньяков. И я посчитал, что нельзя ими не поделиться, чтобы более широкая аудитория фанатов виски познакомилась с этими уникальными знаниями. Материал публикуется с согласия автора без купюр.
...Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно ..!
Я сам обманываться рад!
(А.С. Пушкин)
Проблема г@вн@виски неоднократно обсуждалась на полях Scotch88, но от того не стала менее злободневной или менее актуальной. Так уж повелось, что в последнее время всё больше амбассадоров, проплаченных рекламных статей на различных ресурсах и даже целых отдельных изданий настойчиво рассказывают любителям виски (ориентируясь зачастую на неофитов) душещипательные истории, какой сверх-уникальный новейший виски релиз они предлагают на рынок. Релизы сыпятся как из рога изобилия, один красочнее и заковырестее другого, пиар вокруг них напоминает неутихающую бурю, хайп и эмоции зашкаливают.
И похрен, что этот релиз – очередной NAS, без возраста и родословной! Зачастую слишком простой и незрелый молт (либо с настолько нетипичным, заваленным вкусом), чтобы его купили любители виски. А как же им тогда втюхать его? Да ещё так, чтобы клиенты сами рвались купить это недоразумение? Тут на помощь приходит хайп! Главное – рассказать сладкую сказку и придумать этому виски какое-нибудь помпезное хитровыеб@нное название (чисто условно – ‘The Archival Series’) или наоборот – отбитое на всю голову c таким же психическим рисунком (опять же чисто условно – ‘Blaaack’ или ‘Fermutation’), распиарить его, устроить огненную пляску с бубнами, нагнать понтовых opinion leaders – и можно рубить капусту, стричь бабки и заколачивать денжищи в любых мыслимых (или немыслимых) количествах!
Но это только начало – услужливые маркетологи, видя, что крючок с броским названием вискилюбы уже заглотили, решают сделать полный круг. А для этого, елейным голосом рассказывают романтическую историю, как на чудесной шотландской курне суровые, но такие милые (на лицо ужасные, добрые внутри!) парни дистиллировали восхитительный спирт… Нет, даже не так – на берегу сурового северного моря (где пенные волны с шумом разбиваются о гранитные берега, где на крутых склонах, меж кустов ярко-жёлтого вереска, источающего нежнейший медовый аромат, на поляне устланной шелковистой изумрудно-зелёной травой) стоит прекрасная белокаменная курня…
...У любителей виски текут слюни…
Но это только начало. Услужливые сказочники продолжают – в той белокаменной курне, над которой гордо красуется пагода великого Доига, в горнилах которой на мохнатом торфе коптится лучший солод, заботливо выращенный местным дедушкой-фермером и вручную собранный в тугие снопы его внучкой (девственницей, конечно же!) в тёплые предзакатные часы, когда ласковое солнце нежно согревало тяжёлые колосья фермерского ячменя.., суровые шотландцы, позабывшие про отдых и сон, работая денно и нощно, сделали лучшее, что великие боги могли исторгнуть из чрева медно-рыжих перегонных кубов – прекрасный newmake, вершину древнего мастерства…
...Доверчивые любители молтов уже текут...
Но маркетологам мало этого – им нужно ввести любителя виски в окончательный виски-транс – и они продолжают сладострастными голосами: – и этот восхитительный newmake, чистый как слеза ребёнка и сладкий, как роса на пробуждающихся рассветной зарёй лугах Вальхаллы, был залит в самые лучшие бочки! Эти бочки (эксклюзивные, с лучших бодег Испании) заботливой рукой отбирались (по лучшим мировым стандартам) в соответствии с самой прогрессивной методикой wood management – только лучшие бочки, в которых до этого 280 лет радостно плескался элитный херес – могли создать такой уникальный и ни-с-чем-не-сравнимый букет!
...Всё, самые впечатлительные – бурно кончают...
Скормив всю эту фантастическую шнягу, маркетологи ласково смотрят на разомлевших вискилюбов – а им уж больше ничего и не нужно, воображение само услужливо рисует идиллическую картинку – средь зелёных лугов и залитых солнечным светом долин стоит старинный dunnage warehouse с маленькими окошками, в котором среди старых заслуженных бочек, покрытых благородной плесенью и пылью веков чинно стоят они – те самые бочки, что в своих недрах хранили и насыщали этот чудесный NAS молт. Славные бочки, что зорко оберегалась заботливыми кладовщиками и вездесущими ангелами…
Занавес, все кончили прямо на месте и теперь готовы сломя голову нестись в магазин и платить какие угодно бабки, лишь бы обладать заветной NAS бутылкой… Яркие этикетки и красивые коробки подменили содержание, елейные идиллические истории и откровенное враньё подменили саму сущность виски. А броские названия, зачастую не имеющие никакого отношения к молту – подменили его идентичность, ибо NAS – это не более, чем красивое кидалово (чаще всего молодых) виски любителей.
Так что, если нет смелости и желания (как у John Glaser) указать что и как там в бутылке, то можно придумать бросское название и/или картинку, искусно наболтать кучу прелестной чуши, нанять беспринципных маркетологов для манипуляции аудитории и создать шумный хайп, обеспечив модный и обсуждаемый имидж этому NAS г@вн@виски. И, поддавшись на модный и трендовый “развод”, на созданный ажиотаж и очковтирательство проплаченных “экспертов”, толпа виски-апологетов ринется скупать этот виски и, брызгая слюной, расхваливать его…
Автор Тимофей Прокопов,
Виски энтузиаст и коллекционер.