Найти в Дзене

Ошибки, которые совершают коучи. Ошибка №2

Олег Самольянов
Олег Самольянов

Коучинг для профессионалов, глава 5.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru

Неспособность отказаться от решения проблем

Вторая ошибка тоже достаточно существенна. Почему мы часто выпадаем из режима коучингового взаимодействия? Это происходит тогда, когда мы начинаем воспринимать проблему клиента как свою. У коуча есть стандартный вопрос: «О чем вы сегодня хотите поговорить?», — и на это клиент дает свой ответ. Дальше, вместо того, чтобы помогать клиенту найти решение задачи самостоятельно, мы начинаем искать решение у себя в голове. Если мы это сделали и не заметили, то все последующее взаимодействие будет построено на том, что мы, не зная, как эту задачу решить, будем теряться и не понимать, о чем спросить, что сказать, как повести себя с клиентом. Будем чувствовать себя растерянными и в каком-то смысле беспомощными. И клиент, естественно, это тоже почувствует.

Либо, если у нас в голове есть идея, как эту проблему решить, мы попытаемся навязать эту идею клиенту. Это не всегда плохо, но почти всегда — в 99% случаев. В 1% случаев, может быть, это действительно правильное решение, но для этого необходимо, чтобы либо ситуация была очень стандартной, либо клиент был очень похож на нас, и наш способ действия был бы для него подходящим. Во всех остальных случаях гораздо эффективнее, если человек придет к собственному пониманию и способу решения данной задачи. А нам необходимо научиться ему в этом помогать.

Получается несколько парадоксальная ситуация, ведь мы хотим помочь клиенту решить его проблему или исполнить его намерение. Но если мы тут же начинаем решать за клиента его задачу, то происходят две вещи:

- мы выпадаем из роли коуча и становимся менее эффективными (за исключением того 1%, когда мы можем эффективно выступить в качестве консультанта, если мы знаем, как это делается);

- очень часто клиент рассказывает о своей проблеме, а мы еще точно не знаем, действительно ли это та проблема, которую необходимо решать. Особенно если вы только начинаете с этим человеком работать, он вас еще не очень хорошо знает, и вы не вышли еще на тот уровень доверия и контакта, чтобы он действительно рассказал вам, что для него по-настоящему важно. Он, скорее всего, выложит вам на поверхность то, что не обязательно является настоящей проблемой или может быть просто поводом для разговора, чтобы хоть как-то начать.

Соответственно, если мы тут же начнем эту проблему решать, и решим в течение одной или нескольких сессий, а потом выяснится, что есть более глобальная проблема. А мы все это время занимались какими-то неважными задачами. И это не здорово. Нужно развивать в себе способность не впрыгивать в самый первый момент в решение задачи, а пытаться выяснить, что за этим стоит, что на самом деле необходимо решить сейчас, что наиболее важно, наиболее срочно и больше всего мотивирует клиента.

Таким образом, общее решение такой ситуации — это, в принципе, не пытаться решить за клиента его проблему. Здесь вопрос не в том, начать ли решать за него его проблемы сразу или потом, а в подходе. Если мы настроены на то, чтобы решить проблему за клиента, мы будем неосознанно делать это регулярно. Если у нас подход другой: он решает проблемы сам, а мы ему помогаем, то мы не будем этого делать. Возможно вначале это вызовет определенное недоумение со стороны клиента, но он постепенно привыкнет. И этот процесс перехода нам необходимо удерживать и поддерживать, потому что чаще всего человек вам звонит или приходит за помощью, и естественно, у него есть ожидания относительно того, какой эта помощь может быть.

Задача коуча — изначально задать правильный контекст и правильно себя поставить. Если вы этого не сделаете, то так и будете находиться в этом процессе в качестве некого помощника или платного друга, который просто послушает и посочувствует. Это здорово, за это тоже деньги платят, но это другой «формат», и эффективность здесь будет минимальная.

Поэтому уметь удержаться в нужной роли с самого начала — это большое искусство, и для этого необходим изначальный правильный подход. Все, что мы пытаемся изучить внутри этой модели, это и есть тот самый подход. Сразу оговорюсь, это не означает, что он единственно правильный; это всего лишь один из вариантов работы с людьми. Другое дело, что чаще всего мы все другие варианты работы знаем, они для нас привычны — то есть мы привыкли давать советы, умеем это делать, мы привычно и хорошо включаемся в то, чтобы решать за людей их задачи и проблемы, каким-то образом помогать им, сочувствовать, выслушивать и т. д. Все это мы умеем. Очень часто внутреннее напряжение в процессе обучения вызывается именно необходимостью не делать этого и вести себя по-другому.

Я рекомендую этого не делать просто предполагая, что делать это вы умеете. Так что, когда у вас появятся две возможности, вы сможете просто выбирать, что делать в каждом конкретном случае. Нужно человеку сочувствие, вы считаете, что сможете ему предоставить его, — пожалуйста! Но если вы чувствуете, что ему сейчас по-настоящему важнее не сочувствие, а немного другая, более реальная помощь, то у вас эта возможность тоже есть. Таким образом, мы увеличиваем портфолио, расширяем поле возможности работы и помощи людям.

Я так подробно об этом говорю, потому что слышал от слушателей на семинарах такое возражение: получается, что коучинг — такая немного «нечеловеческая» вещь: нельзя ни посочувствовать, ни погладить по головке, а только сидеть и задавать вопросы: «Что для тебя важно? Что ты собираешься с этим делать? Что для тебя будет хорошей возможностью решения данной проблемы?» В действительности, весь спектр техник помощи клиенту гораздо шире, но у нас нет ни времени, ни возможности рассматривать его целиком; поэтому мы рассматриваем только одну, наименее знакомую вам часть.

Итак, способ избежать этой ошибки — не решать проблемы за клиента.

© Олег Самольянов

Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru