Не днях я встретила приятеля, который недавно перешёл на работу в одну известную федеральную ежедневную газете. Он с 20 лет в журналистике, но до этого работал только на радио. Знакомый рассказал, что с удивлением узнал, что уровень самоцензуры в редакции печатной газеты оказался намного выше, чем на радио. Логика видимо в том, что газета разойдётся по читателям и снять статью уже не получится. К тому же каждый экземпляр читает в среднем больше 1 человека. Важно отметить, что издание частное и полностью окупает себя за счёт продаж и рекламы. Его тираж исчисляется несколькими миллионами экземпляров.
Официально в стране у нас цензуры нет, она даже запрещена по закону СМИ. То есть как в годы СССР статьи предварительно никто не цензурирует медиа, но вместо этого появилась самоцензура. Во-первых, и журналисты побаиваются лезть туда, куда не стоит, да и все крупные российские медиа-холдинги, на мой взгляд, возглавляют люди, которые понимают правила игры и что может быть за их нарушение. "Добровольный уход" целых редакций, что равно уничтожению репутации СМИ - не редкое явление в современной России.
По словам приятеля, в газете он получает от 150 тыс. рублей и выше. Собственно именно деньги стали решающим фактором при переходе с радио в газету, но за них приходится решать вопросы с совестью. К примеру, ни одна статья на политическую тему в ежедневнике не может выйти с мнением человека, который критикует или не поддерживает тот или иной закон или решение властей, обязательно должно быть противоположное мнение. Эксперты для комментариев тоже подбираются с учётом "правильности" их взглядов и вообще политической лояльности. Я не вдавалась в подробности, но не сомневаюсь, что любые резонансные и болезненные для партии темы (митинги, выборы, санкции) подаются либо в приглаженном виде или вообще задвигаются на последние страницы. Плюс график его работы - гибкий. Он часто работает до 22-23 часов вечера, при этом дежуря по выходным. Конечно, он не рядовой журналист, но и не главный редактор газеты. Что самое интересное, знакомые не любит писать тексты, но просто так "сложились обстоятельства".
Зарплата около 200 тыс. рублей - довольна хорошая даже для сытой Москвы, но в разговоре с ним, я поняла, что друг не доволен заработком. Когда работу приходится выполнять через силу, то любые деньги кажутся малозначимыми. Под конец встречи я предложила ему попробовать найти что-то более по душе, но он ответил, что в любой другой профессии придётся начинать всё с начала и о таких деньгах придётся на некоторое время забыть. В общем мы разошлись каждый при своём мнении. Я считаю, что лучше попробовать найти дело по душе, пожертвовав на некоторое время доходом, чем всю жизнь мучиться. Даже 200 тыс. рублей очень многие люди зарабатывают в кайф.