Найти в Дзене
Финансы

ИСКУССТВО ТЕРЯТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ: СЕМЬ ФИЛЬМОВ О ФИНАНСАХ

В непростые времена умение ориентироваться в базовых принципах экономики может сильно помочь. Начальные знания о мировой финансовой системе не такие уж сложные, как думает большинство людей (и это не только кричащие брокеры или непонятные кривые на экране компьютера). В этой подборке — семь отличных фильмов, которые помогут вам заглянуть внутрь системы; если понятно не все — что ж, как минимум вы посмотрели хорошее кино.

1. «Уолл-Стрит»

На Уолл-Стрит скучные будни — капитализм не загнивает, а люди продолжают придумывать хитрые схемы заработка очередного миллиона. Главный герой — Гордон Гекко (Майкл Дуглас), постоянно сыпет цитатами, которые будто бы специально созданы для бизнес-пабликов в социальных сетях: «Иллюзорное становится материальным. Именно за это качество я и обожаю искусство», «Деньги не спят!», «Информация — наиболее ценный из известных мне товаров». 

В фильме молодой брокер (Чарли Шин) сообщает финансисту Гекко инсайдерскую информацию об авиакомпании, где работает его папа, взамен ему предлагают шикарный офис и красивую девушку. Сценарий предполагает погружение в мир брокеров, где мы, порой, видим алчность и гнев, но морализаторская сторона сильно проигрывает отличному кастингу. Майкл Дуглас вживается в роль воплощения зла — и, кажется, выигрывает приз зрительских симпатий. 

Лучший трейдер Уолл-Стрит образца 1987 года: 

-2

А вот его рабочее место: 

-3

2. «Инсайдеры»

Документальный фильм «Инсайдеры» — первая громкая работа режиссера и сценариста Чарльза Фергюсона. Достоинств у него много — отказавшись от миссионерского или морализаторского тона, Фергюсон голосом Мэтта Дэймона поведал о внутреннем устройстве Уолл-Стрит, причинах мирового кризиса, уделив внимание как экономической части: инвестициям, кредитам, так и живым людям, которые участвуют в процессе. 

-4

Самое удивительное, что любые факты в фильме переданы с аналитическим спокойствием — ровным голосом, без призывов и манифестов. Целью авторов были не конкретные персонажи, на которых у них острый зуб, а сам мировой кризис. Поэтому в повествовании нет перекосов и нападок — это полноценное журналистское расследование, обернутое в приятный аккомпанемент из величественных и прекрасных панорам городов и исландских полей. 

3. «Волк с Уолл-стрит»

За ширмой фильма-вечеринки, где зритель по пять минут смеется над главным героем, который, употребив наркотики, не может залезть в машину, фильм «Волк с Уолл-стрит» таит в себе гораздо большее. Он о приключениях Джордана Белфорта — брокера, афериста и гедониста, который может продать все что угодно. Белфорта играет Леонардо ди Каприо (шуток про него не будет, не надейтесь) – который придумывает прибыльную, но нелегальную схему заработка и становится самым влиятельным человеком на Уолл-Стрит. 

-5

Ничего принципиального нового не звучит — фильмы о людях, перешедших закон, примерно одинаковы, но бес в деталях: все, от подбора актеров до сюжетной линии с умными сценарными приемами придумано так, что фильм хочется пересматривать минимум раз в полгода. 

4. «Бойлерная»

Вин Дизель в роли нечестного брокера? Господи, за что? Ведь, кажется, зрители уже составили негласный договор: если он не устраивает бешеные гонки и не разбивает машины, мы не смотрим фильм. Главный герой (Джованни Рибизи) устраивается в бойлерную — брокерскую контору, которая привлекает внимание клиентов к акциям, которые явно того не стоят. Что удивительно, его тоже не настораживает то, что там работает старина Вин Дизель. 

-6

Фильм относительно простой (если вы не согласны — посмотрите Moneyball), но в нем есть еще несколько слоев смысла, разобраться с ними вам поможет только друг с экономическим образованием. Режиссеру Бену Янгеру идея фильма пришла после того, как он сходил на собеседование в брокерскую фирму, ужаснулся, и использовал в сценарии биографию все того же Джордана Белфорта — миллионера, который сделал себе состояние на бойлерных, потом отсидел за это два года, купил яхту, принадлежавшую Коко Шанель и утопил судно. В последнее время Белфорт зарабатывает только легальным путем — пишет книги, по которым позже снимают другие фильмы (смотрите п. 2). 

5. «Игра на понижение»

Синтетические обеспеченные долговые обязательства, инфляционное таргетирование, количественное смягчение и кредитный дефолтный своп — в первые сорок минут вы можете подумать «о чем вообще говорят молодые люди на экране?» 

Такая реакция — это нормально, жаргонизмами фильм напичкан намеренно. 

-7

Удовольствие получите, когда начнете понимать суть происходящего — в этом вам поможет, например, Селена Гомес: она время от времени расслабляюще говорит в камеру «ничего не понятно?» и устраивает небольшую лекцию. 

Фильм рассказывает историю кризиса 2008 года, его смысл довольно однозначный — полезно себе напомнить, что система состоит из людей и никогда не бывает идеальной. 

«Игра на понижение» получился красивой лекцией об истоках финансового кризиса. 

6. «Поменяться местами»

Среди фильмов об экономике и финансах есть место комедии — правда, скорее из категории «постыдное удовольствие». «Поменяться местами» — комедия, в которой герои радикально меняют свой статус в обществе. Луис Уинторп (Дэн Эйкройд) — американский аристократ и выпускник Гарварда, получивший место в крупной компании — становится никем. Уильям Билли Рей (Эдди Мерфи), смешной аферист и неудачник — становится главой компании. Когда же они меняются — ничего катастрофического с компанией не происходит. 

Несмотря на то, что фильм пародийный и лишь по верхам объясняет устройство отдельной компании, его можно посмотреть ради одного только эпизода, где персонажу Эдди Мерфи объясняют: 

— Мы товарно-сырьевые брокеры, Уильям. Итак, что же является нашим товаром? Это сельскохозяйственные продукты. Такие как: кофе, что ты пьёшь в завтрак. Пшеница — из неё выпекают хлеб. Свиные желудки — идут на производство ветчины, которая кладётся на всевозможные бутерброды. Также есть и другие товары, такие как... замороженный апельсиновый сок...и золото. Хотя золото, в отличие от апельсинов, не растёт на деревьях. До сих пор всё понятно? 

Ох уж этот понимающий взгляд. 

-8

7. «Предел риска»

Более точно оригинальное название фильма Дж.С. Чандора можно перевести как «Маржинальная торговля». То есть «проведение спекулятивных торговых операций с заведомо заниженным залогом, что обеспечивает возможность получать прибыль при падении цен». 

-9

«Предел риска» — экономическая версия фильма-катастрофы. По сценарию, программа рыночного анализа получает ошеломляющий прогноз — акции упадут, а рынок рухнет. Остальное действие разворачивается в течение суток, когда зритель вместе с аналитиками погружается в ситуацию и начинает искать выход. В то же время перед ними проходит череда человеческих судеб, связанных с биржевой и финансовой игрой, которые, в лучших традициях русского психологического романа, показывают себя в стрессовой ситуации с совершенно другой стороны. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.