Найти тему
kin0guru

«Дело Румянцева» — рецензия 1956 года

Во многих отзывах про "Дело Румянцева" (1955) мне встречались хвалебные слова о его детективной составляющей. Даже историк жанра Всеволод Ревич называл этом фильм "делом N1" советского кинодетектива. Может быть - если брать именно картины про милицию, без многочисленных лент про мудрых и ясновидящих сотрудников органов госбезопасности, одним махом разоблачающих происки диверсантов. А здесь уже начальник ОБХСС в исполнении Сергея Лукьянова "с полпинка" раскрывает тёмные делишки расхитителей социалистической собственности, точно так же как лет через 15 лет продолжит его манеру коллега, но по телесериальным делам - следователь Знаменский с компанией. Поговорит душевно с уголовничками и те уже весь расклад дают.

Из свободных источников
Из свободных источников

Единственное отличие - это нетипичный для советского кинематографа персонаж, держиморда-капитан, которого в итоге отстранили от дела. Прозрачный намёк на то, что "не всё ладно в королевстве датском" было, хотя не мог этот офицер быть совсем уж новичком в следственной практике (как поспешили представить его зрителям) - в таком-то звании. Ладно тот сверхбдительный младший лейтенант из глухой провинции, что допрашивал академика Нистратова в "Верных друзьях", а здесь Ленинград, как никак.

В моём понимании первый детективный блин вышел комом - никакой тайны и все отрицательные персонажи слишком уж карикатурны. И правильно поступил режиссёр Иосиф Хейфиц, что в этом чуждом для себя киножанре больше удачу не испытывал. Вот психологическая сторона ему удалась не в пример лучше: то как по-разному отнеслись к обвинению Румянцева его друзья, товарищи по работе и случайные знакомые. На это же обращал внимание и рецензент С. Ильин, автор газетной статьи 55-летней давности, которую я и предлагаю теперь вашему вниманию:

Афиша 1956 года
Афиша 1956 года
"ДЕЛО РУМЯНЦЕВА"
Читая название нового художественного фильма «Дело Румянцева», поставленного киностудией «Ленфильм», зритель ждёт показа запутанного преступления, сложной борьбы, острых драматических столкновений, погони и, наконец, волнующего разоблачения. Однако в нём нет надвинутых шляп и поднятых воротников, неожиданных окриков и смертельных схваток. Кинокартина сильно и просто повествует о большой дружбе и товариществе, о вере в человека, о крепкой любви, которой не страшны испытания.
Шофёр автобазы Румянцев неожиданно становится жертвой шайки аферистов и жуликов. Его непосредственный начальник Корольков, который связан со спекулянтами, даёт молодому шоферу указание отправиться с грузом в рейс. Румянцев не знает, что перевозит краденый товар. Когда работники милиции задерживают его, шофёр не может доказать свою невиновность. На плечи Румянцева ложится вся тяжесть совершённого преступления.
Афиша 1956 года
Афиша 1956 года
Постановщик фильма И. Хейфиц пошёл по правильному пути, решив рассказать не о способах и методах разоблачения преступлений, а о судьбах и взаимоотношениях людей, которые вольно или невольно оказались вовлечёнными в дело Румянцева. Живое участие самых различных людей к несправедливо обвинённому человеку, их вера в его честность и правдивость убеждают зрителя в том, что действительные преступники не уйдут от наказания. Эта высокая человечность, правдивый показ глубоких душевных переживаний героев и определяют, по нашему мнению, главное достоинство фильма.
Из коллектива артистов, участвовавших в создании нового фильма, прежде всего необходимо отметить исполнителя главной роли — молодого талантливого актёра А. Баталова. С подкупающей искренностью создаёт он образ простого парня, для которого «работа в пути и вся жизнь на колёсах». Задача актёра была тем труднее, что сценаристы (Ю. Герман и И. Хейфиц) не дали возможности шофёру Румянцеву проявить себя в каком-нибудь остром и эффектном эпизоде.
Из свободных источников
Из свободных источников
Дело Румянцева всколыхнуло многих. Как на пробном камне, проверяются в нём любовь, верность, дружба. Мещанином и трусом оказался один из товарищей Румянцева — шофёр Снегирёв (артист Е. Леонов). Из боязни быть вовлечённым в уголовное дело, «замарать» анкету, он отказывается дать показания, могущие облегчить положение Румянцева. Иначе относятся к обвинению, выдвинутому против молодого шофёра, другие герои фильма. Твёрдо уверена в невиновности Румянцева его невеста Клава. В уголовный розыск приходят с заявлением шофёры автобазы. Даже жильцы квартиры, где проживает Румянцев, по-своему пытаются оказать ему помощь.
Из свободных источников
Из свободных источников
Широко и полно выражена в фильме идея взаимного доверия граждан социалистического общества, идея любви к человеку. В фильме есть целый ряд сцен и эпизодов, которые, на первый взгляд, не имеют иепосредственного отношения к развитию сюжетной линии. В качестве примера можно привести историю «братанов» Евдокимовых. Если бы картина строилась на формальных конфликтах, эта история неизбежно оказалась бы лишней. Но здесь она только подтверждает основную мысль: нет, такие люди не дадут пропасть Румянцеву!
Из свободных источников
Из свободных источников
Верные жизненной правде, создатели фильма не лакируют действительности. В связи с этим особенно хочется отметить роль капитана милиции Самохина (артист П. Лобанов). Этот следователь — человек жеста, настойчиво стремящийся вырвать у Румянцева признание. Ему возражает одни из главных героев фильма, полковник милиции Афанасьев, роль которого с большим мастерством исполняет артист С. Лукьянов:
— Плохо знаете биографию товарища Дзержинского. Он был беспощаден к тем, кто в каждом человеке видел врага или жулика... Мы должны с величайшим уважением относиться к каждому советскому человеку.
Из свободных источников
Из свободных источников
В отказе от приукрашивания событий и героев — вторая крупная удача фильма. Большинство бытовых сцен сыграно и снято с подлинным реализмом. Зрителю запомнятся кадры разговора в гараже, обыска квартиры афериста Шмыгло и, особенно, один из заключительных эпизодов, в котором шофёры автобазы изгоняют из своей компании труса Снегирёва. Умело подобранные детали — и песенка «Домино», которая звучит в картине дважды, и кленовый лист, падающий на ветровое стекло машины, и другие — делают такие сцены более жизненными и эмоциональными. Прекрасно сняты в фильме виды ночного города, летние пейзажи, дороги под осенним дождем.
Из свободных источников
Из свободных источников
Было бы неправильным утверждать, что в «Деле Румянцева» всё совершенно. Вызывает сомнение трактовка образов Клавы и Пруса, есть излишне затянутые эпизоды. Но это — частности, о них можно спорить. В целом же «Дело Румянцева» — правдивый рассказ о простых и замечательных людях — наших современниках.
С. ИЛЬИН.

(с) OCR и подготовка текста - Albert Magnus (специально для kin0guru)

#кинорецензии из старых газет