Что это была за книга?
Фильм " Страшные истории для рассказа в темноте " Андре Овредаля и Гильермо дель Торо заставил детей 80-х и 90-х годов вспомнить о страшном исходном материале. Написанные Элвином Шварцем и дополненные жуткими иллюстрациями Стивена Гаммелла, оригинальные книги серии "Страшные истории" (опубликованные в 1981, 1984 и 1991 годах) были предметом бойкого обмена в школьных библиотеках и жарких обсуждений на ночевках. Для читателей Шварца истории про автостопщиков, пугала, бугорки на коже и зеленые ленточки никогда не звучали одинаково.
Но если вытащить на свет эти истории, то они оказываются такими же простыми и понятными, как народные сказки и городские легенды. Именно такими они и были. Шварц, человек, стоящий за кошмарами вашего детства, на самом деле был ученым-фольклористом, автором более пятидесяти книг и отцом четырех детей, которые помогали ему развивать его работу. Как отмечает исследователь детской литературы Сильвия М. Варделл: "Кто сделал для детского фольклора в Соединенных Штатах то, что братья Гримм сделали в Германии...? Элвин Шварц, вот кто!".
Шварц начал собирать фольклор в начале 1970-х годов, проводя обширные исследования и интервью, чтобы раскрыть увлекательные истории. В интервью для Language Arts Шварц рассказывает Варделл, что его процесс включает в себя изучение всего, что он может узнать о жанре, обсуждение каждой темы с учеными и фольклористами, а также проведение обширных исследований в библиотеке Firestone Принстонского университета. "Интересно то, что в конце концов появляется закономерность", - говорит он.
При работе с материалом "страшилок" можно обнаружить пять-шесть-семь типологий. Я не знал об этом в "Страшных историях", пока не начал искать материал и собирать его воедино. Иногда я дохожу до того, что изучаю структуру предмета, чтобы понять, как он работает, потому что это важно при выборе.
Он также рассказывает, что считает все свои истории устными народными сказками. Поэтому его процесс включал в себя чтение своих работ вслух самому себе в ванной комнате ("потому что там очень хорошая акустика") три или четыре раза, чтобы убедиться, что все звучит правильно. (Будем надеяться, что он не испытал того, о чем говорит трейлер фильма: "Если мы повторяем истории достаточно часто, они становятся реальными").
Так почему же эти истории так страшны? И почему дети читали их запоем на протяжении десятилетий? Шварц утверждает, что просто следует своей интуиции, когда дело доходит до выяснения того, что понравится детям. Он также признает, что истории, когда-то написанные для взрослых, такие как леденящие душу сказки в "Страшных историях", теперь подходят для детей, поскольку дети "стали такими искушенными". Однако этот комментарий был сделан в 1987 году, и стоит отметить, что после того, как родительские комитеты и обеспокоенные родители запретили серию "Страшных историй", они были переизданы с гораздо более мягкими иллюстрациями. Трудно сказать, отражает ли это уровень "искушенности" детей или взрослых.
Исследователь в области образования Рэнди Диксон пишет о любви своего шестилетнего ребенка к книгам "Страшные истории" в своем эссе "Ужас: Диксон отмечает, что парадокс жанра ужасов привлекает детей по той же причине, по которой он привлекает взрослых: есть и "очарование монстром, и интерес к структуре повествования".
Диксон разделяет теорию о том, что вымышленный мир монстров дает детям относительно безопасное место для того, чтобы встретиться лицом к лицу со своими реальными страхами. Она также ссылается на ученого Ноэля Кэрролла, который считает, что "большая притягательность художественной литературы ужасов происходит от сочетания благоговения и любопытства к тому, что является неестественным и отталкивающим". Другая теория, выдвинутая ученым Рут Винц, заключается в том, что ужасы заставляют детей "рассматривать мир за пределами того, который существует в их повседневной жизни". Проще говоря, как говорит великий ученый Лягушонок в книге "Дни с Лягушкой и Жабой": "Разве тебе не нравится ощущать дрожь?".
Итак, являются ли "Страшные истории" слишком страшными для современных детей? И есть ли смысл разрешать детям читать такие вещи? По словам Шварца, ценность заключается в том, что сказки являются народными историями:
Есть что-то удивительное в том, что все эти люди, которые не считают себя особенно талантливыми... создали весь этот замечательный материал. Это, на мой взгляд, очень интересно. Я думаю, что это может поддержать детей, у которых есть проблемы - проблемы с уверенностью в себе - понять, что фольклор — это то, что неизвестные обычные люди создали как выражение некоторых из своих самых сокровенных чувств.
Кинематографические "Страшные истории" объединяют эти истории общим сюжетом ("рамкой", как назвал бы это наш друг-фольклорист), в котором подростки находят книгу, которая пишет сама себя, основываясь на самых сокровенных страхах своих читателей, которые затем становятся реальностью. (На сайте фильма даже есть интерактивная функция, позволяющая пользователям создавать свои собственные страшные истории). Похоже, что концепция Шварца о том, что обычные люди создают страшные истории из своих сокровенных чувств, все-таки получила немного эфирного времени. Дрожь.
Если понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Я же со своей стороны постараюсь найти для вас еще больше увлекательных историй.
Также буду очень рада если вы обратите внимание на другие статьи канала "Выходец из библиотеки":
Правда о связи "Джекилла и Хайда" с Джеком Потрошителем.
Вендиго, каннибал из индейского фольклора
5 странных британских похоронных суеверий.