Несколько недель я увлеченно наблюдала за одним блогом. Ничего уникального, просто жизнь красивой девушки. Когда природа дала человеку тонкие, как у балерины, косточки, красивое лицо, большие глаза и достаточно открытости миру, чтобы снимать и комментировать каждый свой шаг.
Такие персонажи всегда воспринимаются аудиторией тепло. Никто не замечает подмены в посыле «я родилась красивой и теперь расскажу вам, как ею быть». Как можно научить тому, что дано тебе по умолчанию в базовой комплектации вместе с цветущей юностью?
Однако я тоже попала под гипнотический ритм выходящих раз в полчаса сторис с красивыми завтраками и идеальным прессом. Мне не были интересны рецепты ее стройности и красоты — я давно и уютно ощущаю себя в имидже немолодой, но ироничной серой мыши, хотя и помню, как хотелось обрести иную, красивую шкурку лет десять назад, а не жить в этом вот теле с широкой прямой талией и сороковым размером стопы.
Да. Меня привлекало в ней совсем другое. Она казалась космически умной. Этакой девушкой-индиго, без образования и явно не из семьи, где книги на протяжении трех поколений считали главным сокровищем. А пишет при этом коротко и емко, метко и умно.
Я была очарована. Мне хотелось разгадать ее загадку. Как можно быть такой умной, будучи просто красивой бездельницей? Ум приходит либо от учителей, либо через большие испытания. Быть умной просто потому, что ты красивая и не нуждаешься в деньгах, невозможно. Ум — результат опыта. Нет, даже не так. В такой, как у нее, ситуации быть умной просто и не нужно.
Ум превращается в атавизм, как волосы на лице у современного человека. Ненужный ей придаток, и только.
Как-то она посоветовала книгу Ошо, сказав, что читает ее по одной странице, потому что каждое предложение — это откровение, что надо почувствовать сердцем. Я вняла совету, открыла Ошо, прочитала полкнижки, поняла, что кроме рекомендаций в стиле Тони Роббинса «делайте как надо, а как не надо не делайте», коллектив авторов ничего не скажет, закрыла книгу.
Потом выяснилось, что она содержит своего парня с ватагой его друзьяшек. Нет-нет, они не альфонсы, все чем-то заняты, но творчество отнимает большую часть их времени, и только оно помогает им быть на нужном, прости господи, вайбе. Почему? Ну он такой хороший. А ей совсем не сложно. К тому же, он всегда моет за собой посуду. И иногда готовит ей завтрак.
Потом она выложила фото рекламы какой-то одежды, засняв видео из очень, очень необычного ракурса. В силу профдеформации я в первую секунду решила, что сейчас будет видео эндоскопической гинекологической операции. Потом стряхнула мимолетный морок и поняла — это такой «продающий» ракурс. Ничего личного. Наверняка согласовано с заказчиком.
Я озадаченно глядела на фото, простите, пирожка, туго обтянутого эластаном брендовых велосипедок. И тут меня осенило. Я наконец постигла загадку этой прекрасной девушки.
Она просто дура.
Очень красивая, открытая, общительная и позитивная дура. Которая не вкладывает абсолютно никакого дополнительного смысла в короткие банальные фразы вроде «все, что я хочу в жизни — просто любить». Это не буддистский дискурс теснит в ее голове идеи Льва Толстого. В ее словах нет никакого глубокого смысла, никакого дополнительного подтекста. Она родилась красивой. Ей нравится ею быть. Всё.
А я попалась в ловушку когнитивных искажений. Мы ведь всегда считаем красивых людей более умными и добрыми, чем они есть — это подтверждают исследования. Такова подправленная эволюцией прошивка нашего мозга — держаться поближе к красивеньким. Потому что где красивенькие, там обычно и ресурс для выживания: вода, еда, тепло и самые сильные в популяции особи.
Стало быть, дура-то я. Решила, что уж я-то выше типичных паттернов мышления. И давай искать глубокие инсайты в хлебушке.
Самое смешное, что я их там даже находила.