Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Любимые хорроры критиков, непонятые простыми зрителями

Оглавление

Так бывает, и часто - мнение кинокритиков разительно отличается от отзывов аудитории. Это происходит по разным причинам, но чаще всего всё объясняется некоей художественной ценностью или использованием нестандартных приемов подачи сюжета - факторами, которые для критиков имеют решающее значение при составлении мнения, для простых зрителей же это весьма спорные решения - если они не меняют слабого, на взгляд зрителя сюжета или затянутых заунывных кадров - в зачет это не пойдет. Сегодня в подборке десяток подобных фильмов - они у всех на слуху, но большинство зрителей остаются в замешательстве по поводу их высоких рейтингов.

Истории призраков

Удивительно остроумный и находчивый фильм, который умудряется попирать столпы жанра, в котором формально числится. Мета-история, которая берёт заезженную тему скептика, развенчивающего мистические явления и сталкивающегося с непознанным, и умудряется удивить нестандартным раскрытием этой темы, играя поджанрами, вышибая четвертую стенку и буквально разрушая мир главного героя на наших глазах. Критики довольно высоко оценили фильм - средний бал достиг 7,5, рейтинг критиков на Rotten Tomatoes - 85%. При этому зрители, кажется, ждали от фильма очередной более классической истории, итог - рейтинг аудитории на том же Rotten Tomatoes - 58%, на imdb - 6,4. Согласно Кинопоиску, фильм получил 100% положительных рецензий от российских критиков, зрители же дали "Историям призраков" 6,3 из 10.

Солнцестояние

В отличие от достаточно скромного в прокате и не воспетого на каждом углу предыдущего фильма, "Солнцестояние" получило огромное количество регалий и титулов вроде "спасителя жанра", "нового слова в хорроре" и так далее. Фолк-хоррор Ари Астера, авторы "Реинкарнации", которой также найдется место в этом списке, называют одним из важных игроков кагорты нового хоррора, перезапускающего жанр. Астер создал весьма впечатляющего наследника "Плетеного человека", в который грамотно вплетена (каламбур, ура) тенденциозная канва травматического расстройства и мощное раскрытие бэкграунда персонажа Дани, отправившейся с друзьями на закрытое празднество солнцестояния, обернувшееся нехилой оккультной вечеринкой, в которой героиня смогла занять центровую роль. На Rotten Tomatoes фильм Астера получил 83% от критиков и всего 63 от зрителей. На кинопоиске ситуация идентичная - 70% положительных рецензий и рейтинг аудитории - 6,5 из 10.

Побудь в моей шкуре

shot from "Under the Skin"/2013/Jonathan Glazer/kino-punk.ru
shot from "Under the Skin"/2013/Jonathan Glazer/kino-punk.ru

Яркий претенциозный фильм Джонатана Глейзера с Скарлетт Йоханссон за главную, расхаживающую в дорогой шубе по задворкам Англии и выискивающей себе элементарное пропитание, приправленный одиозным саундтреком от Мика Леви. Отношение к фильму сложилось весьма и весьма неоднозначное - картина фигурирует и в списках "лучших хорроров десятилетия", "самых нестандартных и прорывных фильмов ужасов", "самых недооцененных фильмов", а заодно и в таких чартах, как "самые переоцененные фильмы" и "фильмы, которые хочется тут же развидеть". Как результат - фильм, нестандартно обыгравший тему пришельцев и поднявший без лишнего глянца важные социальные темы, получил от критиков 85% положительных откликов и был включен в список главных фильмов 21 века BBC, при этом западная аудитория дала фильму Глейзера лишь 55% положительных рецензий. У нас - 78% от критиков и 5,7 от аудитории.

Оно приходит ночью

Главной проблемой этого фильма принято считать просчеты маркетологов, хотя куда вернее было бы сказать - "пас не в те ворота". Фильм создаёт видимость мистического хоррора, не предлагая, по сути, ничего подходящего к этому словосочетанию. Что уж говорить, одно название чего стоит. Зритель весь фильм напряженно ждёт, когда всё изящно объяснится неким ночным вторженцем, а его нет, как не было, так что на выходе из кинозала хочется кинуть пришедшим на следующий сеанс - "ребята, там никто не придет". В общем, это психологический триллер, скорее, даже драма с хорошим актерским кастом (Кристофер Эбботт молодцом) и темами паранойи и изоляции, которые в 2021 будут весьма понятны каждому. Картина получила 87% хороших рецензий от западных критиков, зрители же дали от 4,5 до 6,5 на разных агрегаторах. У нас фильм положительно оценили 80% критиков, от аудитории фильму досталось лишь скромные 5,8 и вечное кочевничество в списках недооцененных фильмов с массой удивленных комментариев.

Веб-камера

shot from "Cam"/2018/Daniel Goldhaber/twitter.com
shot from "Cam"/2018/Daniel Goldhaber/twitter.com

Этот фильм, разыгрывающий карту потери идентичности куда менее старшего аркана, чем "Малхолланд драйв" или "Внутренняя империя" Линча всё же может похвастаться некоторыми весьма неплохими решениями. Вероятно, частично проблема восприятия фильма лежит в выбранной авторами сюжетной канве - главная героиня здесь не запутавшаяся на грани миров актриса, а всего лишь модель взрослых веб-чатов. Прикручивание социальной канвы сработало здесь явно не так, как рассчитывали авторы. Результат - 54% положительных отзывов зрителей против 94 от критиков. На Кинопоиске фильм получил 5,7 от зрителей.

Реинкарнация

shot from "Hereditary"/2018/Ari Aster/startfilm.ru
shot from "Hereditary"/2018/Ari Aster/startfilm.ru

Ари Астер возвращается, как и обещает закон реинкарнации, в список со своей предшествующей "Солнцестоянию" работой, которая зажгла в сердцах критиков надежду на новую эру фильмов ужасов, а в умах зрителей новое модное слово слоубернер, которое своим значением будто нарочно перекликается с финальной сценой фильма. Да, это умный фильм, предлагающий неординарный взгляд на тему кармы и расплаты - куда более изощренной и жестокой, чем могут пообещать любые выдуманные ужасы. Проста жизнь может быть куда ужаснее любого вторжения мутантов, зомби и нло - всё так, но, как бы ни хвалили фильм, включая его в списки ТОП-5 лучших хорроров чуть ли не века, по факту, мало кто что понял, а большинство сочло, что понимать там и нечего. Этот диссонанс не особенно идет Астеру на пользу, создавая впечатление действительно переоцененного фильма. Итак, 89% от критиков против всего лишь 66 от аудитории. У нас критики единогласно одобрили фильм, зрители же дали скромные для "шедевра" 6,5.

1922

shot from "1922"/2017/Zak Hilditch/horrorzone.ru
shot from "1922"/2017/Zak Hilditch/horrorzone.ru

Экранизация очередной книги Стивена Кинга, которую восприняли весьма неоднозначно. Это своя история о карме, история другого уровня - с крысами и другими неприятными вещами - но она в чем-то не уступает высоколобым упражнениям, по сути также следуя мысли, что все до простого ужасно и до ужасного просто. Так может лишь Кинг, а вот оценка вышла противоречивой - критики накатали на фильм о фермере, убившем свою супругу целых 91% положительных рецензий, а вот зрители - лишь 57%. У нас фильм получил от аудитории оценку 6,3.

Ведьма

Фильм, который рука об руку с "Реинкарнацией", как это принято говорить "переизобретает хоррор". Эггерс создал впечатляющий старт, разыграв компактную фолк-хоррор пьесу с несколькими действующими лицами, включая лицо Ани Тейлор-Джой, на тему "а что если на краю мира семья первых поселенцев столкнется с чем-то необъяснимым". Самое главное в фильме - это верный грамотный просчет, как и в случае со следующей работой режиссера - фильмом "Маяк". Но если "Маяк" предлагает вернуться к хорошо забытому старому во всем - начиная с формата экрана и стилистики и заканчивая юнгианскими темами, то в "Ведьме", если честно, ничего особенно нового то и нет. Кажется, зрители это заметили, одарив фильм 58% положительных отзывов, тогда как критики отдали 90%. На Кинопоиске значится 100% плюсов от критиков против 6,5 от аудитории.

Не в себе

shot from "Unsane"/2018/Steven Soderbergh/hi-fi.ru
shot from "Unsane"/2018/Steven Soderbergh/hi-fi.ru

Я уже упоминал об этом, и готов повторить - фишка со съемкой на седьмой айфон сыграла против фильма и его изобретательного автора Стивена Содерберга, изначально настроив аудиторию, что вся картина - не более, чем демонстрация технических возможностей современных гаджетов, а мы, как известно, благодаря популярным сервисам коротких видео, сами себе Содерберги. На самом же деле, в фильме есть куда больше, чем несколько нестандартная за счет съемки на телефон картинка, которая, кстати, идет в плюс и отлично клеится с местной атмосферой безысходности и паранойи - вкупе фильм даёт ощущение какого-то неозвученного мокьюментари или репортажной съемки. История о девушке, которая добровольно согласилась на заточение в душевной лечебнице, спасаясь от навязчивого ухажера, и которой становится всё сложнее понять, действительно ли он достал её и там, или её пребывание в санитариуме - не такое уж и добровольное. 80% положительных отзывов от критиков, от зрителей - лишь 58. У нас критики и зрители почти сошлись, выставив фильму около 6,7 из 10.

Мы

shot from "Us"/2019/Jordan Peele/romanetto.livejournal/com
shot from "Us"/2019/Jordan Peele/romanetto.livejournal/com

Вторая после оскароносного и крышесносного "Прочь" картина Джордана Пила получилась, с одной стороны, остросюжетной, динамичной и остросоциальной, с другой - оставив лоск современных антуражей, фильм потерял в остроумии и несколько не дотянул в реализации замаха на мета-притчу. Фильм будто запутался сам в себе, а авторы будто устали - при том, что фильм явно не за что особенно поругать, эта усталость чувствуется в четвертой четверти отчетливо и во всем, включая сознание смотрящего. Критики дали фильму 93%, что действительно заставляет задуматься о лобби, тогда как количество положительных рецензий от зрителей составило 59%. Российские критик дали 88% положительных ревью, зрительская оценка - 6,2.

Ещё в Телеужин:

Новый выпуск "Три пропущенных" и три крепких триллера 2010х

Альтернативные концовки - как могли закончиться фильмы, которые мы знаем и любим

Свежее меню - три самобытных хоррора в новом выпуске "Свежевыжатых"

Ужасы в онлайн-режиме - 11 десктоп-хорроров, пугающих до мурашек

Прятки, паззлы и другие игры - хорроры на основе игр