Поводом для написания сегодняшней статьи послужили некоторые скептические комментарии к моим статьям о пока ещё небольших, но всё-таки достижениях российской микроэлектроники. Чаще всего в таких комментариях говориться следующее:
1. Россия в микроэлектронике отстала навсегда. Микроэлектронику в России возрождать никто не собирается, деньги на это никто не даст.
Устаревший тезис, часто звучавший до 2020-го года. Перестал звучать, как только Мишустин написал новую Стратегию развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года и План мероприятий по реализации Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года и начал вливать действительно существенные средства в эту отрасль (выделяются сотни миллиардов рублей).
Когда мной стали публиковаться первые результаты, «отставание навсегда» в риторике скептиков волшебным образом сменилось отставанием в 30 (а позже уже в 20 и в 10) лет.
Но данная ключевая перемена риторики осталась незамеченной самими же скептически настроенными гражданами, и как по команде в комментариях появилось следующее утверждение:
2. Это распил бабла! Всё попилят, ничего не сделают. Деньги выделяют просто для того, чтобы их попилить.
Так я не понял, деньги на отрасль не выделят или всё же попил бабла? )))
Конечно, вакханалия 90-х годов, остатки которой всё ещё живы и порой весьма успешно процветают в некоторых местах, наотмашь врезала по доверию народа к властям и добила его громкими планами нулевых и десятых годов, которые народ воспринял, как обещания, но которые не получилось по разным причинам выполнить полностью (хотя это были просто амбициозные целевые показатели, без которых невозможно вообще никакое движение вперёд, но народ то — он как дети, одно от другого не отличает, и на этом активно играют оппозиционеры).
Кстати, одной из причин невыполнения объявленных в нулевые и десятые годы планов являются похожие скептические настроения и во власти, и у высших чиновников, не дающие в полной мере проводить реструктуризацию экономики и промышленности. Одни объявляют о своих планах в свете своей экономической политики, а другие тормозят процесс, не считая нужным проводить в России серьёзную реструктуризацию. В результате этой борьбы мы и получаем половинчатые решения и, как следствие, половинчатый результат.
3. России надо делать то, что у неё лучше всего получается, и не лезть в области, где она некомпетентна. Выделять деньги надо на то, что принесёт экономическую выгоду.
Казалось бы железобетонный аргумент и железная логика, но это только для поверхностного мышления. Если бы мы делали только то, что у нас лучше всего получалось после развала страны, то кроме предоставления западным странам своих недр мы бы ничего не умели. У нас очень хорошо получается предоставлять миру свои недра.
Ещё мы бы, наверное, строили атомные станции по всему миру и торговали бы оружием, пока оно бы полностью не устарело — ведь нас так призывали не вкладывать «огромные» деньги в ВПК! Ещё, может быть, торговали бы вакцинами, но это не точно. Ну и помогали бы США на советском заделе осваивать космос. Пока они не списали бы нас в утиль и не оставили бы нас один на один с ненужными уже технологиями.
Поэтому, конечно, надо вкладывать деньги не только туда, что у нас хорошо получается (там и без этого самоокупаемость прекрасная), а в первую очередь, туда, где у нас ещё нет достаточных компетенций, но отрасль важна для будущего страны. Компетенции страна должна расширять, а не сужать. Удивительно, как этого можно не понимать, и как с этим можно не соглашаться.
Чтобы впредь не отставать от мировых держав по важным на сегодня и в перспективе отраслям «навсегда», надо вкладываться именно туда, где мы сегодня проседаем. А это и космос, и микроэлектроника, и ещё несколько направлений, без наличия которых суверенность России оказывается ниже минимально допустимого для неё уровня.
Мировое устройство — штука циничная и жестокая, но многие этого почему-то не видят и пребывают в уверенности, что страны друг-другу друзья. К сожалению, дружба может быть только между народами, но не между странами. Отношения между странами — это отношения змеи, плывущей на черепахе, это надо понимать.
4. Все эти российские «достижения» микроэлектроники хуже западных аналогов! Стоят дороже, купить негде, и никому не нужны!
Во-первых, кто говорил, что они должны быть лучше? ))) Прям юношеский максимализм какой-то — или всё, или ничего. Да, вижу проявление российской генетики — быть во всём первыми у нас в крови, да. Но от «ничего» до «всего» есть много градаций, которые нельзя пройти мгновенно. Должны пройти годы упорного труда, прежде чем будут наработаны необходимые компетенции. И нарабатываются они именно на таких небольших по мировым меркам достижениях.
Разработали серверный процессор Эльбрус, сделали сервер, который вполне достойно конкурирует со среднестатистическими западными серверами! Ого! Надо бы удивиться. Но нет, он же хуже топовых западных образцов в большинстве задач, к нему не так много программного обеспечения, значит надо завершить разработку а освободившиеся деньги раздать пенсионерам.
Разработали нейросетевой модуль для серверов на процессоре с тензорными ядрами собственной архитекуры. Ого! Уже и нейросетевой модуль сами спроектировали, да ещё и на собственных тензорных ядрах! Но нет, он же хуже топовых от nVidia, всё, завершаем проект, деньги раздать, специалистов с наработанными компетенциями на запад, пшли вон!
Да, пока себестоимость оборудования получается высокой. Виной этому маленькие партии. Поэтому государство раскручивает отрасль, заказывая оборудование для своих структур и компаний со своим участием по имеющейся цене, чтобы со временем нарастить объёмы. В настоящий момент потребность государства составляет уже сотни тысяч единиц в год, и в соответствии с квотами она будет только увеличиваться. В принципе, этого уже достаточно, чтобы снижать цены и смотреть в сторону розничного рынка.
Снижение цен уже происходит (стоимость сервера на Эльбрусе снизилась с 500 до 350 тысяч рублей, и с увеличением партии тенденция будет продолжаться, не говоря уже о линейке рабочих станций на более дешёвых процессорах 2С3 и 12С, ожидающихся в ближайшие пару лет). Как только производитель удовлетворит госзаказ, он будет расширять рынок за счёт частников, и там будут уже другие цены — закон рынка.
Задача государства — раскрутить отрасль и вывести её сначала на самоокупаемость, а потом и на прибыльность. А дальше будет работать бизнес. И ещё, странная мантра, что рынка России недостаточен для конкурентных цен. Откуда она появилась — неизвестно, но рынок России огромен, особенно в эпоху проходящей сегодня цифровизации. Более того, наш рынок микроэлектроники уже сейчас не ограничивается только Россией, и с ростом её суверенитета он будет только расширяться.
5. Отраслям не дают работать — заставляют переходить на Эльбрусы и Байкалы, а стало быть, на Линукс, где нет нужного ПО, а имеющееся на порядки менее функционально и комфортно. Я инсайдер! Я знаю, что твориться в микроэлектронной отрасли! Я выражаю мнение большинства специалистов! Госкорпорациям и корпорациям с госучастием не дают нормально работать, дают лопату вместо экскаватора! Гробят экономику!
Да, эта точка зрения типичного инсайдера. Помню, лет 10-15 назад наш отдел в одном московском АО в свете борьбы с пиратством пытался перейти на Линукс. А я там был фактически сисадмином (хотя имел другую должность). Ну и что? Часть компьютеров, на которые не хватило лицензий, я перевёл на Линукс, аналоги нужных программ нашлись. Но да, они имели недостаточный функционал и действительно были менее удобными. Всё же Линукс и ПО под него пишут программисты, а при создании Windows привлекаются и другие важные специальности — дизайнеры, специалисты по эргономике и интерфейсам, и т.п. Коммерческая компания может себе позволить, да. В итоге от Линукса отказались совсем.
Означает ли это, что инсайдеры правы, и перевод госкорпораций и корпораций с госучастиемна отечественные процессоры и ПО — зло? С точки зрения сисадмина и пользователя — несомненно. Даже с точки зрения главы компании — у него появляется головная боль по переходу и потенциально может снизиться эффективность труда работников. Только вот сегодняшняя цель — отнюдь не повышение комфорта работников, а реструктуризация экономики и промышленности целого государства.
Скажу так — эффективность корпораций всё равно заметно не снизится. Всё, как обычно и бывает в таких случаях, нивелируется возросшей нагрузкой на персонал, поэтому громкие заявления о том, что «госкорпорациям не дают работать» и что будут «негативные последствия для экономики» — полная чушь. Да, персоналу остаётся только посочувствовать, именно на его плечи ложится существенная часть нагрузки по переводу экономики на отечественные рельсы.
Вместе с тем, трудно будет только на первых порах. Под давлением объективной необходимости разной остроты ПО всё равно будет активно допиливаться, как оно не допиливалось бы в спокойном режиме. Пользователи освоят новый софт, им станет легче. Они приобретут новые компетенции. Да, вынужденно, но пассионариев у нас не так много, поэтому к саморазвитию, порой, сотрудников приходится принуждать. Или увольнять. Мир жесток. Не хочешь терять работу — напрягайся, осваивай новое, расти интеллектуально, соответствуй постоянно изменяющимся требованиям.
В итоге при временном и незначительном падении (возможно, но не точно) эффективности корпораций и некоторого возрастания нагрузки на сотрудников мы, как страна, поимеем в конечном итоге положительный экономический эффект — деньги на железо и софт останутся внутри российской экономики в существенно большей степени, чем это происходит сейчас. Нам бы ещё процессоры производить на территории России, но не всё сразу. Слона будем есть по частям.
6. Опять хотят выехать на простом работнике! Приходится больше работать из-за этого импортозамещения!
Вообще-то вся страна и держится на простом работнике. А кто, интересно, будет развивать страну, как не простой работник? Хотите, чтобы экономика страны работала лучше и, как следствие, повышался комфорт и уровень жизни простых людей? Придётся напрячься, и сделать это, а не бубнить, как всё плохо, и грозить кулаками власти. Власть как раз таки сейчас, наконец, решилась таки создать условия к реструктуризации и увеличению экономики страны за счёт открытия микроэлектронных производств внутри, выделяет на это деньги, устанавливает квоты на принудительную закупку отечественного. Хватит грозить кулаками — нам с вами уже дают то, что мы все хотели — возможность поднять экономику своей страны. Так давайте делать это!
Да, многие будут плеваться, ругаться, чертыхаться, мучиться с новым ПО и оборудованием, говорить: «а оно мне надо?», но уже пройдя этот этап мы получим совершенно иную структуру экономики, без которой у России вряд ли возможно удовлетворительное будущее.
На сегодня всё. Ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал. Удачи! И не вешайте нос! Прорвёмся! :-)