Голливудскому звезде, любимцу женщин и просто профессионалу своего дела сегодня исполняется 79 лет. Если бы Харрисон Форд был известен только тем, что играл Хана Соло, его место в голливудском пантеоне было бы обеспечено. Но "Звездные войны" - это только верхушка айсберга, когда речь заходит о его впечатляющей актерской карьере и не только (до начала работы в кино считался одним из лучших плотников в Голливуде). В честь знаменательного дня вспоминаем 20 лучших фильмов с его участием.
20. "42" (реж. Брайан Хелгеленд, 2012 г.)
Биографический фильм, рассказывающий историю великого бейсболиста Джека Робинсона и менеджера компании "Бруклин Доджерс" Бранча Рики, уничтоживших сегрегацию в бейсболе в США в 1947 году. Картина собрала неплохую кассу (почти 100 млн. долларов США по всему) и получила теплые отзывы кинокритиков. Исполнитель главной роли, ныне покойный "король Ваканды" из вселенной Марвел Чедвик Боузман (актер умер от рака в августе 2020 года), возможно, был прорывной звездой в этом биографическом фильме о Джеки Робинсоне, но Форд более чем уверенно держался в роли сварливого, но прогрессивного менеджера "Бруклин Доджерс" Бранча Рики. Немногие роли сделали больше, чтобы использовать умение Форда играть сварливых, но милых старых болванов.
19. Берег москитов (реж. Питер Уир, 1986 г.)
"Берег Москитов" - один из немногих фильмов Форда, который провалился в прокате (при бюджете в 25 млн. долларов картина едва собрала в прокате 15 млн., при этом, пятая часть бюджета ушла на выплату гонорара самому Харрисон), но это не помешало картине занять свое достойное место в сердцах истинных поклонников. В то время как фильм в целом разделил критиков на два фронта, все, казалось, согласились с тем, что образ странного отца в исполнении Форда, пытающегося помочь своей семье начать все сначала в центральноамериканском раю, является одним из его лучших ролей в профессиональной карьере.
18. "Американский граффити" (реж. Джордж Лукас, 1973 г.)
За четыре года до того, как весь мир впервые узнает о выходе на большие экраны саги "Звездные войны" зрители получили небольшое представление о волшебном тандеме, который создали Джордж Лукас и Харрисон Форд при создании этой комедией о совершеннолетии типичного американца. Форд сыграл небольшую, но запоминающуюся роль высокомерного уличного гонщика Боба Фальфы. Лучшее кино про шальные 60-е из тех что я видел! Кроме того, этот фильм стал первым крупным кинематографическим успехом сразу для нескольких знаковых личностей в мире кино. Это был первый серьезный успех для Джорджа Лукаса как режиссера и сценариста, Рона Ховарда, будущего выдающегося режиссера, обладателя премии Оскар, создателя нескольких мировых кинохитов (который в данном фильме прекрасно чувствовал себя в актерском амплуа). И кассовому успеху фильма позавидует любая голливудская картина - при бюджете в менее чем 800 тыс. долларов картина собрала только на просторах США 115 млн. долларов.
17. "Игры патриотов" (реж. Филлип Нойс, 1992 г.)
"Игры патриотов" ознаменовал первый выход Форда в роли Джека Райана, культового героя антологии Тома Клэнси. Этот неровный, но смотрящийся на одном дыхании шпионский триллер со взрослым рейтингом R показывает непоколебимое соперничество между Райаном Форда и мстительным оперативником Ирландской Республиканской Армии (Шон Бин), которое привело к одному из лучших эпизодов с экшн-сценами, которые вы найдете в фильме 90-х годов.
16. "Презумпция невиновности" (реж. Алан Дж. Пакула, 1990)
В то время как часть из нас всегда будет хотеть видеть, как Форд орудует хлыстом или стреляет из бластера, даже драмы, в котором с накалом показывают судебный процесс в зале суда могут быть не менее захватывающими, если в нем принимает звезда мирового масштаба. Форд был особенно хорош в этом юридическом триллере о прокуроре, который обнаруживает, что его роль поменялась и теперь он сам в числе главных подозреваемых в убийстве его коллеги. Сюжет интересен также тем, что погибшая, привлекательная молодая блондинка Каролин Полимус, была любовницей Сэбича, и, в конце концов, подозрение в ее убийстве падает на него. Затевается шумный судебный процесс, и Расти обращается к очень дорогому адвокату. А на фоне боевиков, семейных комедий, напряженных триллеров и исторических саг 90-х 'Презумпция невиновности' представляется глотком свежего воздуха.
15. "Звездные войны: Эпизод 6 - Возвращение Джедая (реж. Джордж Лукас, 1983 г.)
Убедившись в том, что «Звездные войны» не утратили начальной популярности и продолжают оставаться самой известной и любимой фантастической сказкой во всем мире, продюсер и сценарист Джордж Лукас решил не заканчивать свою Сагу на половине пути и принялся за работу над заключительной частью оригинальной трилогии, дав ей название «Возвращение джедая». События фильма происходят спустя приблизительно через полтора-два года после финала фильма «Империя наносит ответный удар». За это время Люк Скайуокер и принцесса Лея продвинулись в поисках своего друга Хана Соло, оказавшегося в плену у знаменитого гангстера Джаббы Хатта. Так что для них теперь приоритет вытащить боевого товарища из лап смерти, а затем уже отправиться в решающий бой против Галактической Империи.
Форд, как известно, выразил сомнение в том, вернется ли он вообще к заключительной главе оригинальной трилогии "Звездные войны". Мы не можем представить "Возвращение джедая" без него. Хотя, несомненно, более ущербный, чем его предшественники, тщательно отточенное чванство Форда и сильная химия с созвездием Кэрри Фишер возвышают каждую сцену, в которой он появляется.
14. "Прямая и явная угроза" (реж. Филлип Нойс, 1994 г.)
Даже спустя более двух десятилетий Форд до сих пор считается лучшим актером, исполнившим роль агента ЦРУ Джека Райана. С лучшим, более сложным и характерным сценарием, чем "Игры патриотов", "Прямая и явная угроза" предлагает захватывающую (и обширную) историю, в которой Райан раскрывает мировой заговор, связывающий правительство США с колумбийским наркокартелем, поскольку первый ведет частную войну с последним. И эта атака из РПГ на колонну внедорожников? Незабываемая сцена фильма!
13. Звездные войны: Пробуждение силы (реж. Дж.Дж. Абрамс, 2015)
Форд в своем преклонном возрасте получил возможность вернуться к своей самой знаковой роли в этом чрезвычайно популярном продолжении "Звездных войн", которое появилось спустя 30 лет после того, как мы в последний раз видели Хана Соло, принцессу Лею и остальных членов банды. С того момента, как мы увидели, как Форд произнес фразу "Чуи, мы дома", мы знали, что Форд все еще обладает этой особой магией. Чего мы не знали, так это того, что "Пробуждение силы" Джей Джей Абрамса, режиссера "Звездной пути" и третьей части "Миссии невыполнима" в конечном итоге станет лебединой песней Форда для франшизы. По крайней мере, это дало Хану достойный, хоть и трагический, конец.
12. "Индиана Джонс и Храм судьбы" (реж. Стивен Спилберг, 1984 г.)
Этот первый сиквел Индианы Джонса (или приквел) до сегодняшнего дня продолжает разделять поклонников франшизы. Некоторые обожают его за жуткий тон (одна сцена с мозгами обезьян чего стоит) и возбуждающее чувство приключения, в то время как другие все еще не могут пройти мимо отважного помощника малыша и бесконечного визга Кейт Кэпшоу. Но нельзя отрицать, что Форд завораживает в этом, еще больше укрепляя статус одного из величайших героев голливудских боевиков всех времен.
11. Индиана Джонс и последний крестовый поход (реж. Стивен Спилберг, 1989 г.)
После скандального "Храма судьбы" Стивен Спилберг и Джордж Лукас вернули франшизу на более знакомую территорию для третьего инди-фильма. "Последний крестовый поход" предоставил нам больше приключений, связанных с нацизмом, путешествием по всему миру, которые мы любили с самого начала, наряду с потрясающей динамикой между Фордом и Шоном Коннери. Стивен Спилберг и Джордж Лукас постарались на славу, создав третью часть 'Индианы' так, чтобы с честью завершить киновселенную и остаться в памяти народной как создатели одной из самых ярких и ровных относительно друг друга серий великолепной трилогии. Фильм практически идеален - это совершенный приключенческий фильм, без которого вообще, наверное, невозможно представить юношество начала 90-х гг. И сейчас лента смотрится на удивление свежо и гораздо увлекательнее современных блокбастеров.
10. "Разговор" (реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1974 г.)
Одна из лучших работ Фрэнсиса-Форда Кополлы, создателя трилогии "Крестный отец" и "Апокалипсис сегодня". Как правило, вызванный лентой широкий резонанс в момент релиза связан с грянувшим одновременно с премьерой фильма 'уотергейтским скандалом' Президента США Никсона, что подогрело ещё больший интерес к этой камерной ленте, в основу сюжета которой действительно положена тема незаконного прослушивания со стороны государственных структур, в результате чего 'Разговор', несмотря на столь скользкую тематику, был довольно тепло принят и вдобавок удостоился Золотой пальмовой ветви в Каннах. Что же касается роли Форда, то это, конечно, не повредило начинающейся голливудской карьере Форда, сама его роль была небольшой, но жизненно важной частью успеха картины. Единственная причина, по которой "Разговор" не получил "Оскара" в том году, заключается в том, что он должен был идти вразрез с другой классикой Копполы, уже упомянутой выше второй части "Крестного отца".
9. "Деловая женщина" (реж. Майк Николс, 1988 г.)
Кинотеатры конца 80-х были переполнены безмозглыми, шаблонными романтическими комедиями, вот почему зрители глотнули свежего воздуха, когда "Деловая женщина" осмеливается сломать стереотип и добивается успеха. Форд снимается в компании с Мелани Гриффит в роли Джека Тренера, бизнес-менеджера, который помог своей девушке осуществить сложную схему мести против ее босса, жаждущего славы. Это, пожалуй, самый недооцененный фильм в его фильмографии (исполнительницы главной и второстепенной женских ролей Мелани Гриффит и Сигурни Уивер удостоились премии "Золотой глобус" соответственно) и, который доказал ранее неизвестные поклонникам комедийные таланты Форда.
8. "Свидетель" (реж. Питер Уир, 1985 г.)
Это фильм значит больше, чем просто повод заставить Форда надеть еще одну забавную шляпу. "Свидетель" стал для Форда важным поворотным моментом в карьере, когда он перешел от боевика и жанровых фильмов к более серьезным, драматическим ролям. Отчасти тайна, отчасти история любви, в этом фильме Форд предстает как преданный своему делу детектив, который находит убежище в общине амишей, пытаясь раскрыть убийство. Как результат - Форд заработал свой первый (и, к сожалению единственную) номинацию на премию "Оскар" за роль в оскароносной картине Питера Уира (картина удостоилась наград за лучший сценарий и монтаж).
7. "Апокалипсис сегодня" (реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1979 г.)
Форд был более менее уже был известен к тому времени, когда он в очередной раз воссоединился с Фрэнсисом Фордом Копполой для этого классического психоделического фильма о войне во Вьетнаме. Опять же, Форд сыграл незначительную роль среди других тяжеловесов из актерского состава фильма, который включает Мартина Шина и Марлона Брандо, но он все еще оставляет сильное впечатление в той ранней сцене, где капитан Уиллард Шина получает приказы на марш.
6. "Бегущий по лезвию" (реж. Ридли Скотт, 1982 г.)
Несмотря на то, что фанатам "Звездных войн" не терпелось увидеть возвращение Хана Соло в исполнении Форда, "Бегущий по лезвию" от создателя "Чужого" Ридли Скотта предлагал совсем другой вид научно-фантастического приключения в исполнении Форда. Этот фильм предлагает захватывающее видение будущего, в котором Рик Декард (Форд) выслеживает своенравных андроидов в дождливой и пропитанной неоном пустоши нуар в Лос-Анджелесе. "Бегущий по лезвию" по-настоящему не вступал в свои права до тех пор, пока режиссерская работа 1992 года и финальная работа 2007 года не удалили назойливые дополнения студии, но теперь он может претендовать на свое место как один из величайших научно-фантастических фильмов, когда-либо созданных. (то же самое касается и продолжения картины - "Бегущий по лезвию 2049", снятого Дени Вильневым 25 лет спустя).
5. "Звездные войны: Эпизод 4 - Новая надежда" (реж. Джордж Лукас, 1977 г.)
Это фильм, который превратил Форда из многообещающего голливудского выскочки в полноценную суперзвезду, которым остается до сих пор. В то время как "Звездные войны" больше посвящены превращению Люка Скайуокера из фермерского мальчика в героя-повстанца, фильм просто не оказал бы такого же влияния без очаровательного, освещающего путь негодного Хана Соло Форда. Хан-это персонаж, которым хотел быть каждый ребенок.
4. "Звёздные войны: Эпизод 5 - Империя наносит ответный удар" (реж. Джордж Лукас, 1980 г.)
Хан Соло Форда еще более электризует в этом продолжении, фильме, который по-прежнему представляет собой вершину франшизы "Звездные войны". "Империя" демонстрирует Хана в его самом крутом и героическом, но также и самом уязвимом виде, когда Хан влюбляется в принцессу Лею и оказывается пешкой в смертельных играх Дарта Вейдера. Возникает вопрос, а чье сердце не разбилось, когда безжизненное тело Хана появилось из той карбонитовой камеры?
3. "Бегущий по лезвию 2049" (реж. Дени Вильнев, 2017 г.)
Фильм Бегущий по лезвию 2049 является прямым продолжением фильма Ридли Скотта, который был снят в далеком 1982 году и в отличие от первой части мне продолжение понравилось куда больше нежели первая часть, которая как по мне показалась затянутой и скучной которое я еле досмотрел. Продолжение как по мне показалось очень драйвовым, динамичным, наполненным философией будущего и наличием высоких технологий и большого обилия цифровизации. Этими характеристиками, которые я сейчас описал славится такой жанр как 'киберпанк'. К концу этого почти идеального фильма Деккард в основном превращается в девицу, попавшую в беду. Это не то зрелище, которое привыкли видеть поклонники парня, сыгравшего Хана Соло и Индиану Джонса. Но это единственная роль, соответствующая нашему гораздо более упрямому и усталому "Бегущему по лезвию", что позволило сыграть Форду одну из его самых удивительно тонких и уязвимых появлений в картине.
2. "Беглец" (реж. Эндрю Дэвис, 1993 г.)
Хотя Форда всегда будут лучше всего помнить за его главные роли во франшизах "Звездные войны" и "Индиана Джонс", он редко был лучше, чем в этом боевике 1993 года (ремейк одноименного телесериала 1960-х годов). Форд привнес на экран уникальную смесь уверенности и уязвимости, сыграв мужчину, несправедливо обвиненного в убийстве своей жены. Напряженная игра в кошки-мышки между Ричардом Кимблом Форда и Маршалом Джерардом Томми Ли Джонса (он же получил свой Оскар за лучшую мужскую роль второго плана) привлекает наше внимание независимо от того, сколько раз мы пересматриваем этот фильм. Пожалуй, самый динамичный и захватывающий детективный триллер 90-х и один из лучших фильмов Форда.
1. "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега" (реж. Стивен Спилберг, 1981)
Кто сказал, что молния никогда не ударяет дважды? Уже став голливудской суперзвездой благодаря "Звездным войнам", Форд нашел роль столь же культовую и завораживающую благодаря путешествующему по миру археологу Индиане Джонсу. Оригинальный инди-фильм по-прежнему остается лучшим, предлагая потрясающую смесь приключений, нацистских интриг, смертельных ловушек и даже немного романтики. Мы не знаем, возможно ли физически лучше провести время в кино.
Со времени выхода этого фильма на мировые экраны прошло 30 лет. Срок немалый. Пришли другие герои, новые лица заполнили экраны, приключения стали пониматься как обилие спецэффектов и ничего более, многое устарело и померкло, но Индиана Джонс не стареет и не меркнет уже три десятилетия. Как и 30 лет назад, люди до сих пор липнут к экранам, чтобы посмотреть на один из самых ярких приключенческих фильмов в истории кино и на своего любимого героя, до сих пор с щенячьим восторгом аплодирут безумным идеям и опасным похождениям парня в той самой шляпе с тем самым хлыстом. Создатели уже обещали снять очередную, пятую часть Индианы, но до сих пор неизвестно вернется ли легендарный Форд в свое былое обличье. А пока поздравляем Форда с днем рождения и наслаждаемся просмотром его фильмов из указанного списка. Понравилось? Дай знать и поставь свою оценку.