Автор - Марк Трудель
Перевод и редакция - Станислав Копин
Понимание реальности конфликта и боя с помощью симуляционных упражнений и символических практик.
Идеальное отражение по-прежнему сохраняет ту же красоту, что и реальность, которую оно отражает.
Медитацию о неизбежной смерти следует выполнять ежедневно. Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, следует медитировать , представляя, что вы можете быть разорванным стрелами, ружьями, копьями и мечами, быть унесенным бушующими волнами, быть брошенным в самый центр большого огня, быть пораженным молнией, быть потрясённым до смерти сильным землетрясением, упасть с тысячи футов на скалы, умереть от болезни или совершенить сэппуку после смерти своего хозяина. И каждый день в обязательном порядке следует считать себя мертвым. - Ямамото Цунэтомо
Как бы мы ни были склонны романтизировать и прославлять войну и физические конфликты ужасны по своей природе. Благодаря относительному умиротворению, которым мы наслаждаемся, тем, кто тренируется справляться с насилием, а иногда и избавляться от него, в некоторых случаях редко требуется использовать эти навыки. А в гражданской жизни это вообще может никогда не понадобиться.
Возникает вопрос: можно ли по-настоящему подготовиться к физическому конфликту, не испытав его на собственном опыте? Другими словами, насколько хорошо можно быть подготовленным перед физическим столкновением?
Вот некоторые мысли, которые у меня есть по этому поводу, и то, как я их понимаю в контексте Дайто-рю.
Под лежачий камень вода на течет
Человек - ученик, Боль - его хозяин, И никто не узнает себя, пока он не пострадает - Альфред де Мюссе.
Физическая подготовка часто упоминается как необходимое условие хорошей боевой практики. Хотя я и полностью согласен с этим, вероятно, стоит отметить, что не все физические упражнения направлены исключительно на улучшение физической формы. Фактически, некоторые упражнения могут быть полезны именно в контексте боевой практики.
Первая причина, вероятно, очевидна: со временем она развивает силу воли.
Вторая причина, вероятно, для многих менее очевидна: она заставит вас столкнуться с собственными чувствами. Измученный, истратив всю силу и броню, вы начнете терпеть неудачу. Это подорвет ваш боевой дух. Вы достигнете точки, когда будете твердо знать, что не можете победить, и что нельзя получить никаких физических или технических преимуществ. И заставит вас решать, что вы хотите делать с ситуацией и как с ней можете справиться.
Столкновение с неизбежной неудачей в меньшем масштабе и в условиях стресса - хороший способ столкнуться с эмоциями, которые насквозь пронзят вас, когда вы столкнетесь с ситуациями, которые могут изменить вашу жизнь.
Не паникуй!
Дыхательные упражнения также весьма полезны для дальнейшего развития физических возможностей, но их тоже можно использовать для имитации некоторого уровня принуждения.
Вот небольшой пример упражнения: постарайтесь дышать только через нос, как можно больше воздуха за один вдох. Затем выдохните через рот с максимальной силой, пока все молекулы воздуха не выйдут из легких. Затем сомкните губы и удерживайте дыхание 5-10 секунд. Затем повторите, сделав один быстрый вдох через нос, выдохнув и задержав дыхание.
В какой-то момент вы, вероятно, начнете бороться с собой. Даже зная, что вы можете снова начать дышать нормально в любой момент, вы можете почувствовать небольшую панику. Продолжая практиковать, вы узнаете, как бороться с этим чувством, постепенно развивая свои собственные дыхательные способности.
Каждый испытывает страх, а иногда и панику в ситуациях с высокими ставками, включая конфликты, которые могут перерасти в полномасштабную физическую конфронтацию. Приняв это и научившись эффективно обрабатывать эти чувства в данный момент - даже на более низком уровне интенсивности - вы лучше подготовитесь к разрешению конфликтных ситуаций, которые могут стать физическими.
Подготовка к неизвестному
Многое из вышеперечисленного касается моделирования эмоций и психических состояний.
« Я знал одного парня лет восьми, чьи успехи в угадывании «четного и нечетного» вызывали всеобщее восхищение. […] И, спросив мальчика, с помощью каких средств он произвел тщательную идентификацию, в которой заключался его успех, я получил следующий ответ: «Когда я хочу узнать, насколько мудро, или насколько глупо, или насколько хорошо, злой ли человек, каковы его мысли в данный момент, я формирую выражение своего лица как можно точнее в соответствии с его выражением, а затем жду, чтобы увидеть, какие мысли или чувства возникают в моем уме или сердце , как если бы соответствовало или соответствовало выражению» - Эдгар По, Похищенное письмо
При выполнении ката вам необходимо погрузиться в смоделированную ситуацию и ее опасности, какими бы абстрактными они ни были. То же самое и с вашим партнером. Хотя ваш партнер явно не пытается причинить вам вред, интенсивность и энергия настоящего агрессора должны быть ощутимы.
Обучение Дайто-рю и ката
Правильное выполнение ката абсолютно утомительно по вышеуказанным причинам. Это увеличивает уровень интенсивности, налагая физические ограничения. Но это не обязательно относится к Дайто-рю; Я подозреваю, что в большинстве практик корю используются аналогичные принципы.
Итак, давайте рассмотрим некоторые принципы, которые, возможно, более специфичны для практики Дайто-рю.
Вежливое поведение
Рей означает не просто кланяться, когда это необходимо, но и сохранять уважительное отношение, соответствующее ситуации и обстоятельствам.
Ваше исполнение должно быть чистым и соответствовать ситуации. Хотя противник может демонстрировать враждебные намерения, вы должны сохранять твердую, но вежливую манеру поведения.
Это преследует цели:
- Обрести хладнокровие;
- Избегать вероятности эскалации;
- Контролировать сигналы о намерениях;
Вот почему ката начинают в позиции, когда вы держите руку при себе, и демонстрируете неврождебный вид. Это не совсем естественная позиция, но она все же преподает важные уроки.
Нередко можно услышать о том, как боевые практики учат уважению. Гораздо реже можно услышать о практической цели уважительного отношения.
С одного взгляда
Различные традиции учат разным вещам о мецукэ, взгляде. Некоторые учат смотреть на оппонента сквозь пальцы или избегать зрительного контакта, чтобы обезличить оппонента.
В Дайто-рю практика обычно ассоциируется с взглядом глазами противника. Цель состоит в том, чтобы частично запугать (и потенциально снизить эскалацию ситуации), но, что наиболее важно, помочь лучше понять противника (сосредоточение, время дыхания, время атаки и т. д.) и его намерения.
Противник в свою очередь сохраняет зрительный контакт после броска.
Это касается и соперника. Чтобы атака была правильной, требуется более высокий уровень интенсивности, и она должна отражаться в вашем взгляде. Намерение должно быть ощутимым.
Метсукэ, практикуемое в ката, возможно, более символично, чем что-либо еще. Так что не бойтесь, вы не начнете таять от взора партнеров. Но помните, символы несут в себе значение и цель: в этом случае практика поможет развить более сильное присутствие и восприятие. И то, и другое может быть весьма полезным для деэскалации ситуации или реагирования на ситуацию, которая может обостриться.
Держи дистанцию
Обратите внимание на расстояние в ката.
В зависимости от выполняемого ката начальное маай, или расстояние, будет изменено. Как обсуждалось здесь, рука-нож (или сюто) предназначена для обозначения лезвия. Таким образом, начальная дистанция в ката, где атака представляет собой сюто, будет больше, чем, например, при ударе.
Это также верно в конце ката. Направление ухода, а также расстояние, которое вы создаете от побежденного противника, должны соответствовать обстоятельствам. Например, от стоящего противника потребуется большее расстояние, чем от сидящего - независимо от того, сидите вы сами или стоите. Это сделано для того, чтобы обеспечить соответствующее время отклика.
Очень важно развивать острое чувство и жесткий контроль пространственной и временной дистанции. Вы редко добиваетесь успеха из-за того, что владеете убийственной техникой. Расстояние - ключ к управлению всей последовательностью событий. Хотя ката в некоторой степени синтетические, они все же заставляют вас постоянно осознавать и контролировать дистанции.
Дышать
Очевидно, вы хотите убедиться, что дышите! Это может показаться глупым, но я знаю многих людей, которые непреднамеренно останавливают дыхание при нарастании напряжения.
Очень важно то, как вы дышите. В боевом дыхании есть три ключевых элемента:
-Вдох считается моментом слабости, а выдох - моментом силы;
-Как правило, ката следует выполнять на одном дыхании, включая киай в конце;
-Вам нужно сделать свое дыхание незаметным, уделяя при этом особое внимание дыханию оппонента;
-Вы должны контролировать свое дыхание, если хотите контролировать ситуацию.
Хотя в реальной жизни вы, скорее всего, не так дышите, тем не менее, это отличное упражнение.
Баланс
Акт вывода из равновесия противника, или кузуси, может принимать разные формы. Будь то прижатие противника к земле, его притягивание или какой-то другой метод, он часто считается центром ката или техники.
Я считаю, что в Дайто-рю такое мышление будет считаться неправильным. Во-первых, потому что он учитывает только физический акт дисбаланса. Во-вторых, вам нужно выводить противника из равновесия на протяжении всего выполнения ката.
И наоборот, вам нужно убедиться, что вы поддерживаете свой собственный баланс. Одна вещь, которую я часто вижу или испытываю, - это бросок, при котором отдельный бросок в конечном итоге тянулся бы к земле и вылетал из-под контроля, если бы противник, которого бросили, просто приложил небольшое усилие после броска. Хороший старший партнер должен указать на эту ошибку своим младшим. Вам не нужно ничего противопоставлять; часто легкого рывка будет достаточно, чтобы дать противнику понять, что он может потерять равновесие.
Но иногда дисбаланс будет более абстрактным. Мы уже упоминали сюто, но это также верно и для других ударов руками, которые можно использовать, чтобы сломать присутствие духа противника. Хотя вы, очевидно, не хотите ударить своего партнера по-настоящему, противник должен ответить на удар в соответствии с выполнением указанного удара.
Однако, это не означает, что забастовка чисто декоративная. Он по-прежнему должен выполняться таким образом, чтобы он был эффективным, если движение будет завершено. И здесь то же самое относится и к атаке противника. Хотя это не может быть выполнено на полной скорости, оно все же должно выполняться в надлежащей форме.
Дисбаланс, вероятно, является более реалистичной частью ката, но в некоторых случаях такой дисбаланс может потребоваться смоделировать для практических целей.
Заключение
Зансин, и возвращается в исходное положение. Обратите внимание, как присутствуют все упомянутые элементы.
Выше было краткое описание принципов ката в Дайто-рю: рей, мецукэ, маай, кокю, кузуси и дзансин. Это важные принципы, выходящие за рамки самой практики.
Увы, реальный опыт не заменишь. Но вы можете развить тело и разум, чтобы лучше справляться с агрессией и насилием, используя тренировочные техники, упражнения и симуляции. Хотя сами по себе упражнения могут быть нереалистичными, вы все же должны помнить о реальности, к которой они должны вас подготовить. Готовность, а не реализм - вот цель.
Ни одна из этих практик не принесет результатов, если не будет реализована всерьез. Вам нужно будет поразмышлять о неприятных, а иногда и болезненных реалиях. Вам нужно признать, что вы потерпите неудачу - очень часто. Вам нужно продолжать попытки - много.
Самое главное, вы должны позволить себе участвовать в упражнении, независимо от того, насколько слабым или уязвимым оно вам покажется, а также визуализировать и почувствовать серьезность моделируемой ситуации.
Практика - это не только движения, но и эмоции. Большая часть работы направлена на то, чтобы вырастить мир из хаоса.
Очевидно, что не все практики следует выполнять с высокой интенсивностью; это постепенный процесс. Однако чрезмерное повторение практики должно приводить к более высокому уровню интенсивности, требующему, так сказать, более высокого уровня присутствия.
Чрезвычайно важно моделировать, учиться и решать, как вы будете себя чувствовать в условиях агрессии. И для имитации реальных чувств необязательно нужны реалистичные обстоятельства.