Найти тему
Наталья Баева

Вольное русское слово?

Это было на рубеже 80-х и 90-х.

Толстые журналы публиковали то, что ещё вчера можно было прочесть разве что в машинописных копиях... и из номера в номер обещали то, что вот - вот получат из - за границы, от наследников писателей - эмигрантов.

Тех, кто уехал в надежде спасти Россию от... русских.

Век не забуду сладостного ощущения, что ВОТ-ВОТ к нам хлынут из - за бугра такие шедевры литературы, перед которыми поблекнут Шолохов, и Симонов, и Булгаков!
Из месяца в месяц мы получали всё новые порции "вольного русского слова, вырвавшегося из подполья" - и недоумение всё нарастало: чем это слово лучше того, что мы проходили в школе?
Только тем, что оценки людей и событий другие?

Чего стоили только "Окаянные дни" Бунина. Если "почти гений" талантливо объясняется в ненависти к своему народу - заразиться можно!

А вера в чудо, видимо, остаётся, если я взялась читать толстый роман
Марка Алданова "Самоубийство". Это же написано в эмиграции, впервые издано в Нью - Йорке, это же о революции и её деятелях, взгляд с другой стороны... интересно...

И что? Собирается в Брюсселе Второй съезд РСДРП. Участники - всё такие умники, которые приехали себя показать, и слышит каждый из них только себя. Сбиваются во фракции исключительно по личным симпатиям, ссорятся, как в песочнице...

-2

Ленин никого из них и в грош не ставит. Человеконенавистник, ругатель, готовый терпеть в своём окружении человек трёх, не больше. Крупскую, Арманд и ещё кого - нибудь временно приближённого, которого он завтра припечатает "Иудушкой", если не как - нибудь похуже.
И очень - очень заботится о своём здоровье: прогулки, пробежки, велосипед...

-3

Параллельно - карьера Муссолини. Редкостно обаятельного оратора.

Картины экспроприаций на Кавказе - фантастически дерзкие ограбления банков. Пополняется казна РСДРП. Исполнитель - Тер-Петросян (Камо). Храбрый до безрассудства... идиот. А руководит некий Коба, которого почти никто не видел, но как увидят - сразу рождается ощущение, что такого чудовища и земля ещё не носила.

-4

И все эти разрозненные эпизоды связаны главными героями. Авторскими.
Вот Люда - молодая дама из профессорской среды. Выросла на Чернышевском, уверяет всех, и прежде всего себя, что хочет жить для дела свободы, но как же её раздражает Крупская, действительно занятая делом! Чем же ещё и заниматься "уродине"...
Нет, Люде важно, чтобы её любили и уважали за принадлежность к революционной среде. За свободный образ мыслей. Вот она и живёт в браке с революционером Аркадием, и страшно горда тем, что её брак - гражданский. Вроде, и востребована, и - свободна!

-5

Ничто ей не мешает уйти от Аркадия к Джамбулу - колоритному кавказцу, у которого денег - завались: отец живёт в Турции, он - богатый помещик.
Джамбул мечтает об отделении Кавказа, но последнее время поостыл: ведь отделённым Кавказом кто - то будет руководить? А что если... КОБА?!

И уезжает Джамбул от Люды в Турцию: отец умер, надо заняться имением. Жизнь помещика оказалась столь приятной, что через полгода Джамбул уже недоумевал: зачем ему нужна была революция? Зачем новая религия, когда есть такой удобный для жизни Ислам?

-6

Правда, пить не полагается, но Турция понемногу цивилизуется. Если не все пьют, то грехом это уже не считают. Ни одна из двух жён против вина не возражает, и соседи заходят на рюмочку.


И Люда устроилась, наконец, на нехлопотную службу, живёт в Москве и не понимает, зачем ей нужна была революция?

И только профессорская семья Ласточкиных в романе вызывает сочувствие: всю жизнь были далеки от всякой политики, никому не отказывали в помощи, и - разорение, уплотнение, экспроприация... Работать, правда, не запрещают, даже вернули кафедру. Но...
Когда профессору трамваем отрезало ноги - оба отказались жить. Отравились.

Поплачем над самоубийством России?

Или ... или улыбнёмся, вспомнив стихи Дениса Давыдова:

"Но назло врагам она

Всё живёт и дышит,

И могуча, и грозна,

И здоровьем пышет.

Насекомых болтовни

Внятием не тешит,

Да и место, где они,

Даже не почешет!"

А те, кто от эмиграции отказался? Очевидно, вовремя поняли, что русская культура может твориться только в России. Потому, что не нужна она больше нигде и никому. По крайней мере не нужна настолько, чтобы за стихи платили.

Уезжать, чтобы стать памятником самому себе? Поэтом для двух десятков товарищей по несчастью?

Или остаться, чтобы войти в историю, и быть может, даже в школьные учебники?

Наиболее разумные и дальновидные предпочли писать по-русски в России.