Григорий Нелюбов – человек, который, как и Юрий Гагарин, мог полететь в Космос. Не повезло.
Впрочем, скорее, так сложились обстоятельства. Да и Нелюбов, можно сказать, сам себя погубил.
Но давайте обо всем по порядку.
Детство, юность, молодость
Григорий Нелюбов родился на Украине и с ранних слет стал увлекаться Космосом. Он грезил небом, полетами. В 9 классе Нелюбов записался в аэроклуб, налетал 50 часов. С таким багажом было легко поступить в Военно-морское летное училище имени Иосифа Виссарионовича Сталина.
Нелюбов был счастлив, что попал в это учебное заведение, он с жаждой получал образование. Итогом стал красный диплом. Летчика принимали везде с распростертыми объятиями, он выделялся из толпы – так и попал в первый отряд советских космонавтов.
Нехорошая черта
Многие из тех, кто общался с Нелюбовым, отмечали, что Григорий Григорьевич был человеком тщеславным. Добрым, общительным, честным. Но был за ним один грешок: очень уж потенциальный космонавт любил славу. А она к нему не шла.
12 апреля 1961 года полетел в Космос Юрий Алексеевич Гагарин. За ним – Герман Титов. И, кажется, наступала очередь Нелюбова. Ведь у него было удостоверение за номером три.
Не повезло. США и Америка боролись за лидерство в космической сфере. Нелюбова отставили в сторону, дав возможность слетать на ракете Валентине Терешковой. Тогда никто не знал, что она будет выступать за увеличение пенсионного возраста.
Григорий Нелюбов сильно расстроился из-за того, что его не готовят к полету. Но ему еще говорили, чтобы он надеялся. И, уверена, полетел бы в Космос этот человек, если бы смог совладать с собой.
Падение летчика началось с того, что он не очень хорошо себя почувствовал на центрифуге. Нелюбова отправили в отпуск. Шансы полететь в Космос еще оставались. А Григорий Григорьевич совершил ошибку: он стал часто прикладываться к бутылке.
Я не хочу сказать, что космонавты не употребляли вообще. Были посиделки, случались выезды на природу. Атмосфера была хорошая.
Нелюбов же стал перебарщивать. И это его погубило.
Однажды Григорий Григорьевич с товарищами-летчиками отдыхал в некоем заведении. Компания разбила солонку. Мелочь. Тем более что летчики хорошо получали.
Так случилось, что откуда-то из-под земли вырос военный патруль.
Нелюбов, разгоряченный спиртным, пошел в полнейший отказ. Он сказал, что не будет извиняться и возмещать ущерб. А ведь зря. Военные в патруле прекрасно понимали, кто перед ними стоит. Они были готовы не наказывать сурово Григория Григорьевича. Нужно было сделать простые вещи: отдать деньги за солонку и сказать: «Извините».
Но, как я отмечала, Нелюбов был слишком уж гордым человеком. Он устроил скандал. Товарищей-летчиков задержали, а потом и выгнали из космонавтов.
Шансы на возвращение
Они у Нелюбова были. Стоило только лишь завязать с вредными привычками, привести себя в форму. Григорий Григорьевич не мог этого сделать. Скорее, не хотел. Еще точнее: ему всё было безразлично.
В 1966 году ушел из жизни Сергей Павлович Королев. Нужно отметить, что этот гениальный человек очень по-доброму относился к Григорию Нелюбову. Наш герой окончательно захандрил. Он понял, что без Королева нет шансов вернуться в отряд космонавтов.
Нелюбов служил на Дальнем Востоке, в Приморье…
Мне трудно представить, что чувствовал этот человек, утративший мечту. Причем, отчасти, из-за своего поведения. Жизнь Нелюбова стала бессмысленной.
В 1966 году Григорий Григорьевич оставил жене записку и отправился на станцию, недалеко от которой нашли его тело чуть позже. Летчик свел счеты с жизнью, бросившись под поезд.
История не закончилась
Долгое время о том, что Нелюбова нет на свете, советские власти умалчивали, скрывая правду от населения. Но потом пришлось признаться.
В Приморье летчику поставили монумент, созданный из частей самолетов. Этот памятник продержался до 90-х годов прошлого века. Потом охотники за цветметом разобрали монумент. И в новом веке его пришлось восстанавливать на народные деньги.
Интересно, что у Нелюбова есть два места захоронения. Первое – в Приморье – где памятник из частей самолетов. Второе – в Полтаве, в местечке, где родился летчик. Там хранятся фрагменты останков летчика, пуговицы с его военной одежды. Даже после ухода Григорий Григорьевич как бы подчеркнул свое самолюбие, свою исключительность. Похвастался. Впрочем, не было бы этого качества у летчика, он бы, возможно, стал бы космонавтом.