Широко распространено мнение, якобы экранизация «Хоббита» хуже, чем «Властелин Колец». В действительности как раз наоборот. Несмотря на то, что и у «Хоббита» есть кричащие недостатки, эта трилогия куда точнее соответствует духу и стилю Толкина.
Итак, почему «Хоббит» лучше.
Первое. Мартин Фриман и его Бильбо Бэггинс. Актеры во «Властелине Колец» могут сколько угодно вопить и плакать, но все их потуги блекнут перед мастерством и талантом Мартина Фримана. Он с легкостью отыгрывает множество эмоций в одном кадре, а иногда на нем держится сцена. Взять хотя бы диалог с Голлумом. Это девятиминутный спектакль, в котором между Бильбо и Голлумом возникает невероятная химия. Такой химии не было во «Властелине Колец» ни между Фродо и Сэмом, ни между кем-либо еще, кто составлял дуэт.
Кроме замечательной игры, сам персонаж максимально хорошо прописан. Он и домосед, который прячет агрессию и недовольство за напускной вежливостью. Он и заядлый любитель комфорта, но в нем угадывается и скрытый авантюризм, который проявлен в подглядывании и любопытных вопросах. Характер Бильбо развивается, и в каждом фильме он «проходит» через новую арку. В первом Бэггинс открывает в себе тягу к путешествием, становясь частью группы, и проявляет храбрость. Во втором он осознает себя кем-то большим, чем просто одним из участников похода, и понимает, что готов принимать решения и делать выбор независимо от того, что думают об этом гномы. В третьем фильме он принимает последствия своего выбора и уже спорит не только с гномами, но и со всеми остальными.
Второе. Диалоги. «Властелин Колец» мчался галопом. Не успели познакомиться с персонажами, как сразу куда-то бежим. Диалогов минимум, сцены сменяют друг друга словно в клипе. «Хоббит» совершенно иной фильм, и в этом смысле он доподлинно превращается в книгу. Сцена в Бэг Энде (Норе Бильбо) длится более получаcа, включая долгое и нудное обсуждение похода. Белый Совет в Ривенделле, где Гэндальф, Саруман, Галадриэль и Элронд обсуждают возвращение Саурона, хоть и укладывается в пять минут, зато насыщен диалогами. Во «Властелине Колец» вы не найдете ни одного такого эпизода – ни одного вообще. Кроме разве что удаленной сцены с гибелью Сарумана. И я не говорю об игре в загадки между Голлумом и Бильбо, а она кладет на лопатки всю оскароносную кинотрилогию! Упомяну, к слову, еще диалог Гэндальфа и Торина в прологе второго фильма. Сперва он показался мне скучным. Теперь понимаю, что так и нужнее, и глубже, чем как это было во «Властелине Колец».
Третье. Постановка и операторская работа. «Властелин Колец» был снят небрежно. Крупные планы чередуются с панорамными, камера нелепо наезжает на лица. Реальные бои, без использования графики, обрамляются дрожанием и мельтешением камеры. И пусть ко времени создания «Хоббита» прогресс сделал большой шаг вперед, «Хоббит» и без технических новшеств снят качественнее. Вздорных крупных планов в нем значительно меньше, зато появились красивые общие кадры, как, например, на совете гномов в Бэг Энде.
В том же Бэг Энде, когда Гэндальф считает прибывших гномов, камера «держит» его непрерывно в течение минуты, пока маленькие гномы бегают рядом с ним. То есть в «Хоббите» присутствует самый настоящий долгий кадр. А это была одна из наиболее сложных сцен в фильме, о чем не помешает знать. Что касается боев, они пусть и наполнены графикой, зато обходятся без мельканий. О качестве графики замечаний здесь не будет, но мельтешение и дрожание ничуть не привлекательнее, чем мультяшные спецэффекты.
Оценивая операторскую работу, можно также вспомнить сцену, когда гномы заходят по мосту в Ривенделл. Тоже достаточно длинный кадр и очень красивый, аналогов которому нет во «Властелине Колец».
Четвертое. Торин драматургичнее Арагорна. Мы накануне выяснили, что джексоновский Арагорн – бомж. У него нет характера, нет целеполагания, и он, по сути, марионетка сценаристов. Торин совсем другой. Во-первых, его раздражает Гэндальф, потому что тот ведет свою игру и не считается с гномами. Каждая их совместная сцена – перепалка. Во-вторых, Торин ненавидит эльфов и особенно их лесного короля Трандуила за то, что тот не пришел на помощь после нападения дракона. И это еще не все! Торин презирает людей, которые не смогли убить дракона, и даже не хочет делиться с ними сокровищами. Что уж говорить про личные счеты с Азогом (его нет в книге) и драконом Смаугом, про ссоры с Бардом (убийцей дракона) и, наконец, о желании убить Бильбо! Да и его доверие Бильбо смог заслужить только в конце первой части, хотя и раньше хоббит неплохо справлялся с ролью компаньона. Такой характер идеально ложится на книжный, ведь у кого еще может быть всеобъемлющее недоверие к окружающим, как ни у гнома, чей дом захвачен, дед обезглавлен, а отец пропал! Наверно, характер Торина не очень сложный, но и не простой. По правде сказать, это идеальный образ для хорошего фильма.
В киноадаптации «Властелина Колец» характеры утрачены. Более того, «Властелин Колец», по сравнению с «Хоббитом», – эквивалент «Трансформеров». Судите сами, учитывая перечисленные выше «достоинства».
Что заменяет во «Властелине Колец» информативные (драматургические) диалоги, которых немало в «Хоббите»? Клиповая последовательность действий и спецэффекты. Вот и ответ.
Звучали жалобы на затянутость «Хоббитов». Детскую книжку, видите ли, взяли и растянули на три части. Как растянули? Добавили диалоги, удлинили сцены, чтобы они были степенными, без суеты, – а это непременный атрибут эпического и серьезного кино. В то же время композиция «Властелина Колец» с ее немногословием и быстрой сменой локаций соответствует канону «Трансформеров». А может, даже и до них не поднимается, однако эту тему развивать не стоит.
Окончание – часть двенадцатая
Начало – часть десятая