Есть копирайтерская деформация, из-за которой автор использует много близких по значению слов вместо одного:
- Больной мучается и страдает, но никак не может избавиться от постоянного, всеобъемлющего и непреходящего желания поставить побольше слов в предложение.
Автору кажется, что чем больше слов он поставит, тем будет понятнее. А оно наоборот — чем больше слов, тем сложнее понять смысл.
Что делать:
- Найти в тексте все близкие по смыслу однородные ряды (верные признаки — запятые и соединительные союзы);
- В каждом ряду выбрать один однородный член;
- Остальные — убрать.
Примеры из рассылки Мегаплана. Выделены близкие по смыслу однородные члены. Близкие именно в контексте этой рассылки:
До
- Пассивно-агрессивное поведение — это подавленное выражение гнева, недовольства или несогласия.
- Часто руководитель даже не представляет, насколько более продуктивными и внимательными будут его сотрудники, если их послушать и обратить внимание на их проблемы.
- Жадные до власти, но недостаточно талантливые и ответственные для руководящей работы...
- Пассивно-агрессивное поведение — это подавленное выражение гнева, недовольства или несогласия.
- Клиент хочет послать нас куда подальше, но подавляет этот импульс и пытается сохранить лицо.
После
- Пассивно-агрессивное поведение — подавленное выражение гнева.
- Руководитель не представляет, насколько продуктивными будут сотрудники, если обратить внимание на их проблемы.
- Жадные до власти, но недостаточно талантливые для руководящей работы...
- Клиент хочет послать нас куда подальше, но подавляет этот импульс, чтобы сохранить лицо.
Смысл в том, чтобы находить именно близкие по смыслу однородные члены. Если слова разные по смыслу, их удалять не надо. Сравните:
- Близкие по смыслу: усердная работа, лютая пахота и тяжелый труд позволили нам добиться хорошего результата → мы получили хорошие результаты благодаря лютой пахоте.
- Далекие по смыслу: лютая пахота, регулярный отдых и гигиена труда позволили нам добиться результата → не сокращаем.
Есть ситуации и тексты, когда вам важны тонкости смысла. Например, вы психолог, и вам важно разделять гнев и агрессию. Тогда не сокращаем. Но если читатель не понимает разницы между этими понятиями, то нужно ее либо объяснить, либо сократить.
Иными словами:
- Но если аудитория и читатели не понимают или не осознают разницы между этими понятиями и явлениями, то нужно ее либо объяснить и подсветить, либо сократить и удалить лишнее.