Найти тему
Ирина Адамова

Забытая усадьба на границе Ленинградской области.

На самой окраине Пушкинского района, почти на границе с Ленинградской областью находится поселок Динамо - бывшая Графская Славянка, затем - Царская Славянка, после революции - Красная Славянка. Кроме дворца в комплекс также входят: парк с гидросистемой; церковь великомученицы Екатерины; ранее возле дворца был деревянные театр.

В XVII в. Русская Ингрия - в том числе, мыза Славянка - была захвачена войсками под предводительством шведского генерала Якоба Де ла Гарди. На территории Славянского погоста фельдмаршал, первый губернатор Ингерманландии с 1617 г., Карл Карлсон Юлленъельм (незаконнорожденный сын короля Швеции Карла IX, поэт и писатель, меценат и просветитель) в 1630-е гг. строит для себя резиденцию Карлберг, которая была центром уезда. Дом губернатора был полутораэтажным, включая высокий цоколь без окон. Неподалеку от господского дома, на краю речного обрыва, располагалась кирха-базилика с высокой колокольней.

После захвата Ингрии Петр I в 1708 г. подарил шведскую резиденцию Карлберг (бывшую Славянскую мызу) своей жене Екатерине Скавронской. Мыза имела несколько деревянных строений, к ней были приписаны восемнадцать деревень и две пустоши. Став императрицей, Екатерина I подарила Славянскую мызу и титул графа своему брату Карлу Скавронскому. В середине XVIII в. по заказу сына Скавронского Мартына неизвестным архитектором здесь был построен каменный дом и разбит парк. Вдова последнего представителя рода Скавронских Павла Мартыновича повторно вышла замуж за итальянского графа Джулио Литта, который выстроил здесь настоящий замок c залами, декорированными рыцарскими доспехами, щитами и мечами.

К. Брюллов. Портрет Ю. Самойловой с приемной дочерью и арапкой. Частное собрание, Калифорния, США.
К. Брюллов. Портрет Ю. Самойловой с приемной дочерью и арапкой. Частное собрание, Калифорния, США.

В 1829 г. усадьбу унаследовала графиня Юлия Павловна Самойлова - последняя в роду графов Скавронских - владелица Славянской мызы и наследница богатейших состояний Скавронских и Литта.

«Ей нет соперниц,
нет подруг,
Красавиц наших
бледный круг
В ее сиянье исчезает...».
Эти строки А. С. Пушкин посвятил Юлии Самойловой.

При ней в Графской Славянке - так стала называться Славянская мыза – сначала была возобновлена церковь, а затем перестроена и вся усадьба. Графиня Самойлова поручила составить проект перестройки дома молодому архитектору Александру Брюллову, блестяще окончившему Академию и только что вернувшемуся из Италии. Он был родным братом знаменитого художника Карла Брюллова. "В качестве друга Вашего брата я решаюсь писать Вам и просить Вас быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в моем имении в Славянке близ Петербурга", - писала Самойлова архитектору.

-3

На территории усадьбы появились многочисленные хозяйственные постройки и дома для прислуги. Между дорогой, идущей из Павловска в Гатчину, и главным домом раскинулся английский сад с прудом. Двухэтажный дом со стороны дороги имел парадный вид: его украшал портик с колоннами, с двух сторон от которого отходили пандусы. Здесь же стояли львы. Со стороны сада, спускавшегося к реке Славянке, дом был решен в более романтичном стиле. Центральную часть здания занимала живописная лоджия, а над ней - балкон. Между ними, на двух выступах, размещались беседки с балюстрадами. Фасад был богато украшен скульптурой, барельефами, орнаментами.

Графиня Ю. Самойлова в парке усадьбы с братьями Брюлловыми.
Графиня Ю. Самойлова в парке усадьбы с братьями Брюлловыми.

Период проживания Юлии Павловны в усадьбе в течение нескольких лет был временем ее наивысшего расцвета. К графине Самойловой к большому неудовольствию императора Николая I съезжался весь цвет высшего общества – дипломаты, поэты, художники.

Ездившие осматривать имение родители А. С. Пушкина были от него в восторге. С. Л. Пушкин писал дочери в 1835 г.: «Это сокровище! Невозможно представить себе ничего более элегантного в смысле мебелей и всевозможных украшений. Архитектором и декоратором является Александр Брюллов. Все ходят смотреть это точно в Эрмитаж».

-5

Сооружение, в котором главным были не помпезность и объем, а его убранство и удобство, представляло собой двухэтажную постройку с тщательно продуманным расположением комнат и отделкой всех интерьеров. Брюллов учитывал новые веяния моды – стремление к интимности, уюту, комфорту.
В усадьбе не было привычных для классицизма парадных просторных гостиных и длинных анфилад, в нем создаются относительно небольшие, изолированные уютные комнаты различной конфигурации, с эркерами, открывающими виды на окружающий пейзаж, с нишами для встроенных мягких диванов, с цветниками и увитыми зеленью трельяжами.
Большой зал, расположенный в центре, делил здание на две половины и через лоджию соединялся с садом. С противоположной стороны к нему примыкал вестибюль. По обеим сторонам зала размещались гостиные, столовая с буфетной и бильярдная, отделявшие его от личных покоев - спальни, будуара, кабинета и библиотеки. Верхний этаж был отведен под спальни двух приемных дочерей Ю. П. Самойловой.

-6

Вот как описывали современники внутреннее убранство усадьбы: «Подчеркнуто изящная отделка парадных помещений, удобство и красота мебельных гарнитуров, оригинальность осветительных приборов, малиновые и голубые оконные стекла - едва ли не впервые использованы архитектором не в культовом сооружении, а в жилом доме». Недалеко от дома по проекту Брюллова был построен небольшой деревянный театр в псевдорусском стиле.

Громадная библиотека, архив, собрание художественных редкостей, а главное, сама хозяйка - все это привлекало в имение гостей. По соседству с дачей, как сама хозяйка называла свое поместье, располагались цветочная оранжерея и училище для юношей. В Графской Славянке танцевали, спорили, говорили о том, что волновало все петербургское общество. «Вечера у тогдашней владелицы дома в чудесном саду пленяют до того всех, что вследствие этого Царской Село пустело», – вспоминал один из гостей Юлии Павловны.

-7

Вернувшись из поездки за границу в 1842 г., графиня Самойлова заложила в Государственном Заемном банке Графскую Славянку за 220 640 руб. Собрания в Графской Славянке, где речь шла и о политике, раздражали Николая I, и Самойлову «уговорили» продать усадьбу в казну. Департамент уделов приобрел ее за 700 000 руб., переплатив более чем в три раза.

Это произошло после раскрытия подготовки государственного переворота по смещению императора Николая I с престола, когда агентами III отделения под руководством А. Х. Бенкендорфа была перехвачена секретная шифрограмма от Папы Римского, адресуемая графу Литта. По Указу императора графиня Самойлова была выслана за границу, а офицеры, участвовавшие в подготовке переворота, направлены на Кавказ под пули чеченцев. В ходе следствия в усадьбе были разрушены беломраморная радоновая купальня и деревянный театр. Исследовались и подземные ходы, ведущие к берегу реки Славянки и в церковь. Компрометирующие документы в тайных замурованных комнатах найдены не были, что спасло участников от виселицы. С этого времени Графская Славянка была переименована в Царскую и стала использоваться для дислокации войск Царскосельского гарнизона при маневрах.

В 1870 гг. на землях Царской Славянки разместили императорскую школу садоводства и огородничества - прообраз опытных станций советских сельскохозяйственных НИИ. В конце XIX в. здесь был создан один из императорских педагогических центров - Ольгинский детский приют трудолюбия. Он был основан на личные деньги императора Николая II и включал комплекс коттеджей и учебных объектов по немецкому проекту.

В 1918 г. декретом Советской власти дворец был национализирован и передан органам народного просвещения. В усадьбе была устроена колония для беспризорных детей. После революции Царская Славянка была переименована в Красную Славянку.

В октябре 1919 г. армия Юденича подошла к Царской Славянке и выбила красных из поселка, но уже через 10 дней Красная Армия снова заняла поселение. Со стороны деревни Пязелево пошли цепи красноармейцев, и произошел бой. Четыре пулемета белогвардейцев были установлены на колокольне и куполе церкви Святой Екатерины, расположенной на территории усадьбы. Эффективный шквальный пулеметный огонь по цепям наступающих красноармейцев привел к гибели свыше ста бойцов. Однако корабельной артиллерией Балтийского флота при поддержке бронепоезда красных «Лев Троцкий» белогвардейцы были выбиты из Царской Славянки и Антропшино и отступили в город Гатчину. Погибшие красноармейцы были похоронены с почестями на горе в деревне Антропшино. По воспоминаниям историка Петербурга Анциферова, свидетеля боя, рядом с Царской Славянкой захоронили 60 белогвардейцев в братской могиле на Поповой горе (ориентир - геодезическая вышка).

-8

Графские развалины окутаны множеством легенд. Все владельцы дворца принадлежали к масонской ложе. Устроители усадьбы Скавронские предусмотрели в доме все необходимое для масонских собраний, включая подземные ходы. Юлия Павловна не могла не унаследовать масонских взглядов. При перестройке дома Брюллову были заказаны роспись стен и подземных помещений в масонском стиле - рыцари, черти и т.д. Подземные помещения до войны использовались в качестве складов.

В довоенное время на даче Самойловой располагался Дом отдыха ленинградских ученых. В сентябре 1941 г. поселок Красная Славянка был захвачен немецкими войсками, а в усадьбе расквартирован штаб Голубой дивизии.

«Голубая дивизия» испанских фалангистов пешим строем и на лошадях добралась до аристократического замка графини Ю. П. Самойловой и организовала в нем штаб-квартиру, с комфортом ожидая штурма города немецкими войсками. Высшее руководство Испании решило отпраздновать седьмую годовщину «Освободительной войны» в новой штаб-квартире, расписанной сценами походов мальтийских рыцарей. На этом мероприятии должны были вручаться испанские награды местному немецкому командованию, а также испанским офицерам и солдатам. Разведка Красной Армии узнала о готовящемся празднике, и было решено произвести в это время артналет на здание и прилегающую территорию. Первой волной артналета были превращены в металлолом автомобили гостей, второй - частично разрушено здание дворца, третьей - поврежден автобус, который привез артистов варьете, и прилегающие постройки. Правда, высшие чины не пострадали: они успели спуститься в подвал.

«Закончить этот торжественный ужин нам было трудно, так как все водители ранены, в том числе шофер генерал-полковника Линдеманна, их машины разбиты. У меня упал камень с сердца, когда последний немецкий генерал отъехал от штаб-квартиры», - описывает эти события в своих воспоминаниях генерал Инфантес. В ходе боев по освобождению усадьба была разрушена советской авиацией и артиллерией.

После освобождения Красной Славянки от врага недалеко от дворца находилась исправительно-трудовая колония, где содержали тех, кто был обвинен в сотрудничестве с оккупантами во время войны. А во дворце устроили склад нефтепродуктов и техники для лагерных нужд. Так было до 1954 г., когда ИТК-4 преобразовали в фабрику «Динамо». Фабрикой было организовано ограждение усадьбы забором и охрана территории. С тех пор правительство трижды принимало постановления о восстановлении усадьбы, и все они оставались на бумаге.

-9

В 1980 г. местный депутат инициировал передачу здания обувной фабрике «Скороход» - с организацией проектных работ, устройством бетонного забора, завозом строительных материалов, установкой строительной техники, привлечением курсантов военных училищ и комсомольцев Московского района Ленинграда для разбора завалов и приглашением телевидения. Однако деньги были потрачены, а объект так и не был восстановлен. Кончилось эпопея вызовом депутата на обкомовский ковер, где ему было предъявлено обвинение в восстановлении объектов царской монархии и пособничестве белогвардейской идеологии.

Далее была предпринята попытка передать усадебный дом для организации межполетного дома отдыха авиакомпании «Пан-Американ», но фирма обанкротилась. С 1992 г. финансирование прекратилось, строительные материалы и технику разворовали, здание продолжало разрушаться.

-10

Исследованиями геологов-уранщиков в 60-е гг. XX в. была подтверждена историческая версия о насыщенности радоном усадебного озера. Было определено, что естественная радиоактивность обусловлена нахождением урановых линз на глубине до 300 м под озером.

В 1993 г. специалисты по подземным сооружениям - спелестологи - изучили холм и руины дворца методом биолокации. Они зафиксировали с поверхности земли наличие разветвленных подземных галерей, соединяющих здание дворца, усадебную церковь, бывшую ингерманландскую церковь Славянского прихода и подземные ходы в сторону реки Славянки, залегающие на глубине 6-8 м от поверхности. Были обнаружены несколько забетонированных входов, один из которых хорошо фиксируется в подвале здания. По оценке специалистов, система подземных сооружений носила оборонительный характер для ведения скрытых боевых действий, хранения вооружения, пороха, продовольствия, золота и драгоценностей. Предположительно система была построена в период шведской оккупации в XVII в.

-11

С 2004 г. усадьба Графская Славянка предложена к продаже частному инвестору для воссоздания. Стоимость воссоздания усадьбы по авторским чертежам архитектора А. П. Брюллова с современным инженерным обеспечением составила свыше 100 млн. руб.

Рядом с усадебным домом находится красивая церковь, эффектно расположенная на холме. Церковь была построена между 1743 и 1747 гг. и перестроена по проекту архитекторов С. Адамини и А.И. Резанова. Нижний храм освящен во имя святой великомученицы Екатерины, верхний - Рождества пресвятой Богородицы. Когда-то убранство церкви было весьма богатым: на средства Юлии Самойловой по рисункам архитектора А. Брюллова были сделаны два иконостаса, покрытых золотом, - верхний сосновый, нижний ясеневый. Здесь хранились иконы в серебряных ризах. Первоначально храм содержался на средства, выделяемые владельцами усадьбы, после покупки мызы императором - на деньги дворцового правления. В годы войны колокольня и купол храма были взорваны специальной группой НКВД, чтобы убрать ориентир и высотную точку корректировки огня для немецкой артиллерии. В последующие годы церковь была восстановлена.

-12

Вокруг церкви на склонах горы расположено живописное Покровское кладбище. В нескольких десятках метров от стен храма находится могила летчика - лейтенанта 75-й авиадивизии Ленинградского фронта Михаила Саталкина, погибшего в воздушном бою в 1942 г. Он успел сбить вражеский «Мессершмидт», но и сам был подбит. Горящий самолет рухнул неподалеку, у Мосягина пруда. Оккупанты, отдавая должное русскому асу, разрешили похоронить его у церкви. После войны за могилой ухаживали ученики покровской школы. Памятник же на могиле Саталкина поставили не так давно, в 2000-х гг.

-13

После войны в здании еще можно было видеть остатки внутреннего декора, но к началу обмерных работ в 1958 г. были уничтожены последние фрагменты внутренней отделки дачи. В последние годы дача стояла в руинах, от исторического дома остались лишь части наружных капитальных стен, а также некоторые конструктивные элементы.

В 2012 г. памятник исторического и культурного наследия федерального значения «Дача Самойловой Ю.П.» была продана гендиректору ЗАО «Меркатор» Евгению Рудневу для "реставрации" под гостиницу. Новый владелец отнесся к историческим стенам деликатно: максимально сохранил все, что еще можно было спасти. Практически сразу была проведена очистка помещений от битого кирпича, а к 2014 г. на фасадах были установлены леса. В ходе восстановительных работ сноса сохранившихся стен не было - их укрепили и дополнили утраченную кирпичную кладку. Остальные конструкции были собраны из новых материалов. Основная коробка была готова за год. Затем продолжились работы на фасадах и в интерьерах. Сейчас внешние работы завершены. Внутри расположится общественный объект, но о сути проекта сведений пока нет.

Городские власти со своей стороны тоже внесли вклад в восстановление усадебного комплекса, осуществив ремонт исторического пруда. Работы заказал комитет по природопользованию. Специалисты определили, что дубам вокруг пруда по двести лет.

-14

В настоящее время территория бывшей усадьбы представляет собой приятный ухоженный уголок, где можно прогуляться в тишине и спокойствии. Если вы соберетесь на прогулку в Павловский парк, то можно проехать немного дальше и побродить в окрестностях бывшей дачи яркой фигуры своего времени Юлии Самойловой.

Ссылки на статьи автора о дворцово-парковых ансамблях:

1. Статья о Павловском ансамбле: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/samaia-lirichnaia-imperatorskaia-rezidenciia-608f144f87bf2977fc85bf22

2. Статья о Летнем саде: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/v-letnii-sad-v-gosti-k-petru-velikomu-60b2b5c12174cf46a91d1322

3. Статья о Китайском дворце в Ораниенбауме: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/redkaia-dragocennaia-igrushka-ekateriny-velikoi-v-oranienbaume-60af7c4316548f42d100dd29

4. Статья об Ораниенбаумской резиденции А.Д. Меншикова: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/oranienbaum-edinstvennyi-sohranivshiisia-dvorcovoparkovyi-ansambl-petrovskogo-vremeni-60a95f7bed6cd079c98b95b5

5. Статья о Петергофском парке: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/zavorajivaiuscaia-magiia-petergofskih-fontanov-60811869a681cc260056bec9

К. Брюллов. Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью. Русский музей.
К. Брюллов. Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью. Русский музей.