Сама идея товарищества принадлежит именно Николаю Ге. Он хочет сделать русских художников более состоятельными и независимыми. Ге становится и казначеем товарищества. Его математическое образование позволяет ему в этой роли утвердиться, и он придумывает свою систему бухгалтерской отчётности, которая просуществует вплоть до закрытия объединения.
В Товарищество Передвижников входят почти все лучшие художники эпохи: Крамской, Репин, Поленов, Суриков. Противопоставив устаревшему академизму реалистическую манеру живописи, они расширяют свою "целевую аудиторию". Художники отказываются писать мифологические исторические композиции, понимая, что это больше никому не интересно. Ведь с середины 19-го века на выставки приходит новый зритель. Если раньше это были люди образованные, из дворянского сословия, то после отмены крепостного права ситуация меняется. Вчерашние крестьяне приходят в город и начинают вовлекаться в городскую жизнь. Купцы, новые предприниматели и промышленники - всем им интересно рассматривать на картинах то, что их окружает в действительности. И поэтому актуальное искусство меняет направление и круг своих интересов.
В первой выставке Товарищества Передвижников Ге участвует с картиной "Петр Первый допрашивает царевича Алексея". "Ге царит решительно", – скажет об экспозиции Крамской. Художник снова улавливает модную тенденцию – на этот раз, в русском искусстве: обращение к корням. 60-70-е годы 19-го века - это время пристального внимания художников к переломным моментам русской истории и к тем личностям, которые эти переломы совершали. Ге пишет картину "Петр Первый допрашивает царевича Алексея", Василий Суриков - «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову».
Историческую трагедию Николай Ге показывает через трагедию личную, трагедию близких людей, отца и сына. Он изображает Петра и царевича Алексея в затененном интерьере Петергофского дворца.
За это полотно Ге ведут заочный спор меценат Павел Третьяков и император Александр Третий. Прямо на выставке, увидев картину, самодержец изъявляет желание ее приобрести. И никто не решается ему сообщить, что работа уже куплена. Николаю Ге деликатно рассказывают о непредвиденной ситуации и просят сделать копию. Художник отвечает, что ему сначала надо посоветоваться с официальным владельцем оригинала, Павлом Третьяковым. Тот соглашается, и только тогда Николай Ге пишет точную копию картины – для царя. Так что полотно "Петр Первый допрашивает царевича Алексея" существует в двух авторских экземплярах: один хранится в Третьяковской галерее, другой — в Русском музее.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее:
https://www.labirint.ru/books/740206/
книга с автографом автора: