13 марта 1943 г. 2-я группа 52-й истребительной эскадры Липферта перебазировалась в Анапу, несмотря на 3 вылета в день он не находил советские самолеты, в ходе "свободной охоты".
В то время истребители задействовали как прикрытие пикирующих бомбардировщиков Ю-87 "Штука". "Мессершмитты" поднимались на 300 м выше их и держались поблизости.
Липферт и Курц по очереди выполняли функции ведущего. Они в одном вылете атаковали лучшие русские истребители "Аэрокобра", вдвоем против 8. Где-то полчаса они крутили воздушную карусель, а потом вышли из боя и благополучно вернулись домой.
14 марта Липферт атаковал одиночный Ил-2, первые очереди будто бы не причинили штурмовику заметного вреда, немец атаковал его второй раз, пилот "Ильюшина" умело маневрировал и мешал добиться большего числа попаданий. Во время третьей атаки от самолета стали отваливаться куски и он задымил, загорелся его мотор. Ил-2 вошел в крутое пикирование и врезался в воду. Победу подтвердил его напарник Курц.
Советские истребители тоже сбивали пилотов 52-й эскадры. С марта по июнь 1943 г. были потеряны Немитц с 81 победой, Кивор с 27 победами, Глейсснер с 37 победами, Ритценберг с 21 победой, Смиатек с 6 победами, Кирнбауэр с 8 победами и Бауман с 2 победами. Также были потеряны множество ведомых.
Немецкие истребители перебросили на прикрытие паромов курсировавших между Анапой и Керчью.
Тогда его ведущим был Немитц (командир 6-й эскадрильи), он сбил одиночный Пе-2, Липферту даже не понадобилось открывать огонь.
Когда сбили Баумана, командира 4-й эскадрильи Липферт несколько дней исполнял обязанности командира. Потом 11 апреля 1943 г. сбили Немитца, солдаты на фронте видели, как "Мессершмитт" спикировал из облаков и врезался в одну из траншей. На месте падения нашли Рыцарский крест. 2-я группа 52-й истребительной эскадры лишилась своего самого опытного пилота.
Командиром 6-й эскадрильи стал Ритценбергер, он был через несколько недель 24 мая был сбит Яком над Новроссийском и упал в море. После него командиром стал Липферт.
Располагавшиеся около озера Абрау пилоты имели доступ к подвалам с тысячами бутылок крымского шаманского. В одной эскадрильи запас был 600 бутылок. Но в больших объемах шампанское вызывало диарею, особенно трудно было пилотам, когда приступ заставал их в воздухе.
В пьяном виде Липферт редко добивался успеха, зато часто попадал под огонь противника.
30 марта 1943 г. группа в полном составе вылетела на тренировочный полет в секторе Крымская - Новороссийск - Тамань. Гауптман Кюхле через 45 минут решил, что с тренировкой пора заканчивать, приказал разбиться на пары и вести "свободную охоту" до выработки топлива.
Когда пара Липферта отделилась от группы, он увидел одиночный Як, который летел далеко внизу подо мной. Пилот спикировал и сбил его в первом заходе. Его ведомый Кун заметили и доложил о втором самолете. На него набросились больше 10 "Мессершмиттов", русский умело маневрировал и держался подальше от своры. Но в ходе маневров он пролетел прямо перед самолетом Липферта, немец прошил его длинной очередью на левом вираже, у русского выпала стойка шасси и полетел оставляя за собой шлейф черного дыма. Он быстро выполнил полупетлю с разворотом и посадил горящий самолет на дорогу. Перед остановкой он прокатился между двух деревьев и отбил обе плоскости, потом бескрылый самолет свалился в канаву на обочине дорог и развалился на куски.
19 апреля Липферт вылетел со своим новым ведомым Смиатеком. Над долиной около Новороссийска они встретили одиночный советский самолет. Он летел на малой высоте над расположением немецких войск. Увидев красную звезду Липферт бросил самолет в вираж и толкнул вперед рычаг сектора газа, русский тоже увеличил скорость, но первоначальный курс свой изменил незначительно. Немец самолет догнал и дал короткую очередь, Смиатек имел несколько мгновений чтобы открыть огонь. Липферт ушел круто вверх и выполнил переворот.
Русский тем временем развернулся обратно и пролетел мимо Липферта, он спикировал за ним и открыв створки радиатора уменьшил скорость, что дало ему возможность сесть на хвост. Однако огонь пилот открыл с 200 м, что послужило предупреждением для советского летчика, тот стал маневрировать, чтобы не дать в себя попасть.
Липферт лишь вел огонь в направлении советского самолета, когда он вышел на 100 м дистанцию, его оружие заклинило. Преследовать русского стал Смиатек, тем временем Липферт бросал машину из стороны в сторону, переворачивал на спину, ставил на хвост, крутил и вертел, удалось добиться того, что один из пулеметов заработал.
Смиатек к тому времени атаковал уже третий раз. У русского самолета стала падать скорость и он летел оставляя за собой слабый шлейф серого дыма. Липферт догнал его и открыл огонь. От машины отлетали куски обшивки, но он не падал. Потом русский убрал газ и немец проскочил вперед, боковое скольжение и рысканье не помогло. Правда, русский так и не открыл огонь.
Липферт пошел в набор высоты и через минуту снова висел на хвосте стреляя из единственного пулемета. Затем он отвернул и в новую атаку пошел Смиатек.
Внезапно русский без всякой подготовки посадил самолет в поле, видимо, он во что то врезался, так как поднялось большое облако пыли. Когда оно развеялось выяснилось, что от русского остались одни обломки.
Это была 9-я победа Липферта и теперь он выполнил условия для награждения Железным крестом 1-го класса.
Затем летчика направили в Тирасполь, для обучения румынских пилотов. За эти два месяца Липферт окончательно овладел самолетом. После возвращения он снова стал командиром 6-й эскадрильи. Полетов было немного, как и в момент отъезда в Тирасполь. Русских в воздухе можно было увидеть крайне редко.
Стала сказываться нехватка топлива, поэтому каждый третий день пилоты отдыхали. Они или охотились в горах, разыскивали черепах, змей и голубей, или купались в озере. В изобилии были вишни, абрикосы и персики.
В одном из боев Липферта подбила "Аэрокобра", советские самолеты зажали его спереди и сзади. "Передний" истребитель пошел в лоб и смог пробить маслобак, лобовое стекло было залито. "Мессершмитт" был серьезно поврежден, Липферт пошел на вынужденную посадку, сесть удалось в расположении своих войск. Он снял рацию, часы с приборной доски и аккумулятор, вместе с парашютом и картой Липферт поспешил в направлении ближайшего командного пункта.
В Анапе Липферт получил Железные кресты 1-го и 2-го класса. К тому времени он совершил 167 боевых вылетов и 17 побед. 26 июля 1943 г. пилот отправился на побывку домой.
Потом в Кракове он получил Bf 109G-4 и за два дня преодолел 1 500 км. 29 августа он прилетел в Анапу и выяснил, что аэродром был пуст, так как группу перебросили в центральный сектор, но она должна была вскоре вернуться. Но Липферт ждать не стал и перелетел на аэродром около Сталино.
Во 2-й группе 52-й истребительной эскадры было много лиц, а старые пилоты стали обходить Липферта по числу побед.
Со Сталино он выполнил только один боевой вылет. На следующий день группа перебазировалась в Карловку, к юго-западу от Харькова. В то время он делал 4 вылета в день.
В одном из вылетов с Карловки недалеко от линии фронта в направлении Ахтырки, Липферт и Шмидт встретили два Ла-5 (немцы называли их ЛаГГ-5). Липферт смог поразить один Ла-5, он догнал советский самолет на вираже, потянул ручку управления изо всех сил, прицелился в точку перед его носом и он прошел через поток его пуль. Ла свалился в крутое пике и врезался в землю, это была 18-я победа Липферта.
Другой Ла-5 начал разворот, Липферт сел ему на хвост, он настолько энергично разворачивался, что видел конденсационные следы позади своих законцовок плоскостей, "Мессершмитт" едва не сорвался в штопор. Но истребитель отлично выполнял виражи.
Советский пилот на развороте поднялся на 400 м, Липферт спикировал, чтобы начать атаку снизу. Видимо, советский летчик увидел опасность и начал полупетлю с разворотом. Ему удалось выровнять самолет в нескольких метрах над землей. Bf 109 такое повторить не мог, ему для полупетли с разворотом требовалось 700 м высоты.
Русский снова начал набор высоты, но попал под огонь Шмидта, самолет взорвался в воздухе.
5 сентября 1943 г. Шмидт не вернулся с боевого задания, у него было больше 170 побед. Предположительно его по ошибке сбил венгерский истребитель.
С 31 августа по 10 сентября Липферт совершил 35 вылетов и сбил три самолета. Всего их стало 20. Он должен был быть представлен к Почетному кубку за особые достижения в воздушной войне, он изготавливался из серебра на нем были изображены два борющихся орла.
Во время нахождения Липферта в Карловке советские самолеты успешно отбомбились по этому аэродрому.
11 сентября группа перебазировалась в Полтаву. Один из вылетов запомнился Липферту особенно.
Ведомый доложил, что за самолетом тянется черный дым, это барахлил двигатель, он перегревался, несмотря на то, что створки радиатора были открыты, пилот выключил двигатель, перевел радиатор винта в положение "планирование", выпустил на 20 градусов закрылки и начал пологое снижение с 4 000 м.
На 2 000 м температура нормализовалась, он попытался вновь включить мотор, но работал менее ровно, чем прежде. Когда самолет поднялся на 3 000 м, снова начал расти дымный шлейф. Двигатель грохотал и вибрировал, пилот его снова отключил. На 500 м Липферт увидел Полтаву, запустил двигатель поднялся на 900 м, но тут раздался громкий удар и лопасти винта застыли. Потом на земле выяснится, что заклинило поршни и разрушило вал.
В кабину и на лобовое стекло брызнуло масло. Но пилот выпустил шасси и все же смог сесть, благо, что летное поле было свободным. Двигатель списали, но самолет уцелел.
18 сентября летая с киевского аэродрома Липферт за 10 дней одержал 5 побед. В первый день самолет попал под зенитный огонь и отправился в ремонт.
21 сентября утром Липферт на нем сделал испытательный полет. Едва он приземлился последовала команда "Всем велосипедистам! Воздушный бой с большим количеством "индейцев". Hanni 3000!"
(Это были кодовые слова радиопередач. Индейцы - вражеские истребители. Велосипедисты - пилоты люфтваффе. Hanni 3000 - это высота 3 000).
Липферт резко стартанул, но на бой опоздал, потом он набрал 5 000 м и заметил на северо-западе в 1 000 м ниже одиночную темную точку над Козельцом, это был советский самолет, который тренировался в выполнении фигур высшего пилотажа. Липферт спикировал со стороны солнца на скорости больше 600 км/ч, подождал, когда противник сделает полупетлю с разворотом (иммельман) и выровняется и открыл огонь. От Яка отлетели большие куски, фюзеляж задымил, показалось пламя. Русский вошел в штопор и горящим падал к земле. Это была 21-я победа Липферта.
Потом он помог Хоффману, который преследовал "Кертисс" P-40, Липферт спикировал ниже вражеского самолета, а потом атаковал его снизу. Русский свалился в плоский штопор и спикировал к земле под углом 45 градусов.
23-я победа была одержана без единого выстрела. Курц и Липферт начали преследовать Ла-5, но те начали кружить и получилось, что они сделали полный разворот, но поскольку они следили только за своими преследователями, они столкнулись друг с другом крыльями. Обе машины свалились в штопор.
30 сентября 6-я эскадрилья перелетела в Узин, к юго-востоку от Киева. В один из дней полетов сбили Курца, его сбил Ла-5. Потом последовало перебазирование в Новозапорожье. В районе над Днепром на 6 000 м можно было постоянно встретить советские самолеты.
Лейтенант Облезер из 3-й группы 52-й истребительной эскадры сбивал ежедневно по два самолета, используя несложную тактику. Он поднимался на 7 000 м и ждал появления русских, потом Облезер пикировал сбивал самолет и на высокой скорости снова уходил вверх.
У Липферта такая тактика не удавалась, у него не получалось вести прицельный огонь на высокой скорости. Лучше получалось у него вести ближние бои.
6-ю эскадрилью перебросили в Керчь для поддержки 1-й группы с тремя боеспособными эскадрильями.
8 октября 1943 г. поступило сообщение о массе русских самолетов, которые летели к Керчи. Потом поступило сообщение о массе советской авиации над Таманью: "Над Таманью много легких "мебельных вагонов" и "индейцев", Hanni 200" ("Мебельными вагонами" называли тяжелые бомбардировщики).
После поисков они увидели группу Ил-2, Липферт сбил один. Это была 30-я победа. В тот день он поднимался в воздух четыре раза и сбил 5 самолетов. Как он сам пишет, он сделал себе имя и стал летчиком-истребителем.
Спасибо за прочтение.
Источник: Липферт Г. Дневник гауптмана люфтваффе. 52-я истребительная эскадра на Восточном фронте. 1942—1945 / Пер. М.В. Зефирова. — М.: Центрполиграф, 2008.