Найти в Дзене
Удивительная Грузия

Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа: как националист пришел к власти и превратил процветающую Грузию в нищую

Звиад Гамсахурдиа – первый президент Грузии и, пожалуй, одна из самых спорных личностей в политической истории современной Грузии. Сын известного грузинского писателя Константина Гамсахурдиа сделал яркую карьеру на руинах советского мышления, развел костер национализма, привел страну к разрухе и нищете и сгорел в пламени ненависти, которую сам же и распылял. «СССР – тюрьма для народов» - с таким лозунгом он пришел к власти, и именно на борьбе с советской оккупацией строилась его политика.

Сегодня в честь Гамсахурдиа называют школы и улицы, но привели ли его действия к чему-то по-настоящему выдающемуся? Ответ на этот вопрос, наверное, не может быть объективным, но со своей позиции – позиции одного из тысяч граждан Грузинской ССР, вынужденных уехать из-за той нищеты и разрухи, к которой он привел страну, отвечу – нет.

В СССР Константина Гамсахурдиа называли не иначе как «грузинским Горьким». В юности он был диссидентом и даже успел отсидеть за попытку антисоветского восстания в 1924, но его, как представителя творческой интеллигенции, помиловали. Гамсахурдиа-старший выбрал тактику «молчаливого невмешательства», и поток привилегий стал нескончаемым.

Именно благодаря этим привилегиям юный Звиад Гамсахурдиа, осужденный за антисоветскую агитацию, спокойно поступил с таким клеймом в Тбилисский госуниверситет. Свою активную политическую деятельность он начал в 1970-х, уже после смерти отца: и снова получил срок, но избежал сурового наказания, публично покаявшись в грехах.

Все чаще в его программах стали звучать лозунги «Грузия – для грузин, пугавшие абхазов, осетин, которые тогда являлись частью страны. Именно агрессивные действия Гамсахурдиа стали фундаментом для распада Грузии, для сепарации и «оккупации», о которой так любят говорить сегодня.

Настоящим «подарком» для Гамсахурдиа стал разгон мирной демонстрации 9 апреля 1989 года. Погибли 19 человек, доверие к советской власти было исчерпано. 2 года спустя, в 1991 году, он стал президентом Грузии.

Политика Гамсахурдиа свелась к расправам над национальными меньшинствами. Процветающая советская Грузия осталась без света, газа, а ее граждане – без средств к существованию. Мы уезжали уже после того, как Гамсахурдиа свергли с «трона» в результате военного переворота. Но процессы, которые он запустил, Грузия расхлебывает до сих пор.