Теперь, отталкиваясь от выстроенной компонентной структуры психики Человека, можно более детально рассмотреть влияние воспитания на формирование Личности.
Так как компонента Я - идеал, согласно моей концепции, первоначально отсутствует в личности новорожденного, то структура его психического аппарата будет выглядеть так: -
Био-Я, Социо-Я, гендерное-Я, Я, Цензор, ОНО, Супер-эго.
Именно такую структуру психического аппарата и следует воспринимать у новорожденного ребенка.
В дальнейшем, одну из главенствующих и воспитательных ролей в настройке психики будет играть мать ребенка. На основе особенностей приемов ухода за ребенком, которые приобрели у матери форму неосознанной, инстинктивной деятельности, в психическом аппарате ребенка идет определенная настройка выше указанных компонент, которая создает определенные типы связностей, как в самих компонентах, так и между ними.
На этом этапе, главным элементом воспитательного процесса, является создание такой связной структуры психического аппарата ребенка, которая позволила бы подключить к его сознанию духовную сущность мыслесферы. Этот процесс можно описать как специальную подготовительную работу, Перефразируя слова античного философа-идеалиста Плотина, создается орган зрения, похожий на объект созерцания и в чём-то равный ему. Готовится «окно» в мир вселенского Духа. И моментом окончания такой настройки служат вербальные, словесные изречения ребенка, непосредственно показывающие его смысловое понимание окружающего мира.
Конечно это моё феноменологическое предположение, но я считаю, что момент речевого общения ребенка с окружающим миром это не только фактор, знаменующий окончание первоначальной настройки его психического аппарата, но и момент подключения к его сознанию духовной сущности мыслесферы.
Как возникла такая особая первичная воспитательная способность матери, я высказал в предыдущих записях. Можно считать такое мое умозаключение фантасмагорией, личностной мистификацией или чем-то подобным, но вот только почему-то и другими мыслителями указывается на то, что в сознании Человека присутствует нечто, что никак не укладывается в привычное чувственное описание окружающего мира. Можно сослаться на самые различные высказывания ученых, философов, поэтов, только все они полностью укладываются в древнейшие представления о Человеке как о микрокосмосе, в котором сосредоточена вся глубина бытия.
Итак, теперь, с момента подключения духовной сущности мыслесферы, психический аппарат Человека приобретает законченную компонентную форму, в которой присутствуют все указанные выше, конечно условные, но вполне реально определяемые структуры: -
Био-Я, Социо-Я, гендерное-Я, Я, Цензор, ОНО, Супер-эго, Я - идеал.
Здесь следует отметить, что влияние матери на первичный процесс воспитания вполне естественно сильно развивает и компоненту Социо-Я, которая приобретает гипертрофированную позицию по отношению к другим компонента. Поэтому дальнейшее воспитание ребенка, в котором начинаю принимать и другие члены социума и конечно, прежде всего, его ближайшее окружение, проще говоря - семья, будет играть исключительную роль в дальней топологической конфигурации его психического аппарата.
В результате уже на этом этапе будет определяться качество настройки компоненты Цензор, которое впоследствии скажется на характере его личностных предпочтений, какие внутренние влечения и стимулы начнут превалировать в его психике, какие императивы, генерируемые компонентами Био-Я, гендерное-Я, Супер-эго или Я - идеал, будут преобладать в его личностном сознании. И если ближайшее окружение, подрастающего поколения, в своей воспитательной деятельности будет делать упор на превалировании в сознании таких компонент как Био-Я, гендерное-Я, Супер-эго и предлагать игнорировать какое-либо влияние Я - идеала, то, говоря словами Фрейда: - «Человеческий разум не справится с мутными волнами подсознательных демонических инстинктов, идущих от Оно и конкретизированных в Супер-эго. Их трудно изгнать и даже будучи подавленными разумными усилиями, они все равно дремлют в каждом человеке как спора болезнетворной бациллы».
Интересно, но многими людьми раскрытие этой «бациллы», освобождение всех «темных» инстинктов воспринимается как проявление истинной свободы, освобождение личности от оков общественного осуждения, истинною волю к жизни.
«Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя….Иному ты должен подать не руку, а только лапу – и я хочу, чтобы у твоей лапы были когти…Одинокий, ты идешь дорогою к самому себе! И твоя дорога идет впереди тебя самого и твоих семи дьяволов! Ты будешь сам для себя и еретиком, и колдуном, и прорицателем, и глупцом, и скептиком, и нечестивцем, и злодеем».
(Ф. Ницше «Речи Заратустры»)
Неужели адепты таких взглядов не понимают, каким же страшными, уродливыми и злобными они становятся в людском море. Сколько нужно художественных произведений, чтобы описать глубину нравственного искажения человеческой природы. Алчные герои Достоевского, безнравственность героев Ш. Бодлера, и многие произведения других авторов, описывающих картины диких извращений и кощунств. Да и нам, россиянам, особенно не надо заглядывать в глубины истории или копаться в сути художественных произведений, все кто вел сознательную жизнь в 90-х годах, непосредственно на себе почувствовал, во что превращается человеческая природа, если нет ни каких ограничений. У меня лично нет слов, чтобы описать всё, что происходило в эти годы, есть только выражения и все они нецензурные. Разве это не было воплощением фантасмагории Артура Рембо «Пьяный корабль»? Все-таки я исполнен оптимизма и, пожалуй, лучше приведу стихи поэта Ю. Левитанского: -
«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу –
Дьяволу служить или пророку, каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы, шпагу для дуэли, меч для битвы, каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты, каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя, выбираю тоже, как умею, ни к кому претензий не имею, каждый выбирает для себя».
Конечно, не буду спорить, социальная организация общества может как-то скорректировать проявление различных темных сторон человеческого сознания, но это будет очень трудный путь с неоднозначными результатами, что собственно и вызывает многочисленные пессимистические взгляды выдающихся творческих личностей различных исторических эпох.
Именно поэтому, я думаю, что педагогику следует считать главной научной дисциплиной. Ни скажу ничего нового, утверждая, что педагогика определяет такой процесс целенаправленного воспитания, который закладывает основы формирования личности и её дальнейшее развитие.
Вот только в разные исторические времена, да и нынешнее время не является исключением, методологическая основа педагогического воспитания имеет самую разную основу. И эта основа сильно зависит от того, какие цели преследует воспитатель, авторитетный общественный лидер или в целом весь социум, которые и обусловливают личностное развитие человеческого индивида.
Выскажу здесь свое мнение, примером основ педагогической практики могут стать образное и назидательное содержание притч Иисуса Христа, с помощью которых Он хотел вызвать искреннее раскаяние, подтвержденное и делами. Каждый человек, по Его мнению, заслуживает заботы и сострадания, но, в тоже время, такая форма воспитания должна быть наполнена и ответными нравственными поступками человека. Так Иоанн Златоуст говорил, что в притчах Иисус хотел сделать Свои слова более выразительными, облечь нравственные догматы в живой образ, так чтобы они глубже запечатлелись в памяти человека.
Но всё-таки пока так и неясным остается понимание самого смысла необходимости духовного воспитания человека. Для чего необходима такая наиболее полная связность между личностным Я и компонентой Я - идеал?
Напомню, что христианская антропология признает в Человеке наличие трех уровней, которые соответствуют тройственной структуре реальности. Первый – тело Человека, наиболее связанный с внешней природой; второй – душа или психика – отражающий характер биологической и социальной активности Человека; третий, самый глубокий дух, в котором отражаются образы сверхчувственного мира. При этом отмечается, что первые два уровня присущи как Человеку, так и животному, а вот третий – дух - проявляется только у Человека и раскрывается преимущественно в процессе интуитивного постижения и самопознания.
Если сравнить данный подход с моими модельными построениями, то первые два уровня – тело и психика – непосредственно отражены в таких компонентах личности как - Био-Я, Социо-Я, гендерное-Я, Я, Цензор, ОНО, Супер-эго. А вот третий уровень – дух - выражает компонента Я – идеал. Отсюда следует, что личностное Я человека, как самостоятельная компонента психического аппарата, не связана непосредственно с Я – идеалом, и поэтому, в случае отсутствия таковой, не будет определять духовные качества Человека, а находится, целиком, под влиянием внешней природной и социальной среды. И только в момент образования такой связи все особенности душевной организации мыслесферы, благодаря которой и сформировалась компонента Я – идеал, начинают проявлять себя в Я.
Как результат, такую связность между этими компонентами и следует считать формированием полноценной личности. Благодаря такой связности Личность Человека преобразуется в осознающий себя разум, способный воспринимать мировые закономерности и причинно-следственные связи бытия в целом, а не в отрывочных, приспособленческих действиях, направленных исключительно на свою адаптацию к внешней среде.
Таким образом, согласно моим представлениям, компонента Я в Личности Человека, формируется на первом этапе как природная, биологическая данность, выражающая те же потребности в Человеке, что и у всего животного мира, а при образовании связности с компонентой Я – идеал происходит проявление в психике Человека над природной реальности.
Т.е. компоненту Я – идеал можно представить как часть сверхчувственного бытия, не связанного непосредственно с физической природой Человека и влияющего на его Я через разные уровни материализации. В результате можно сказать, что личностное Я Человека изначально целиком связано с телесной и природной принудительностью окружающей среды. И только при образовании связности личностного Я с компонентой Я – идеал в компоненте Я начинают возникать императивы, понуждающие разорвать природные путы и организовывать свою жизнь на основе совсем других принципов.
(Продолжение следует)