В целом для меня, как ребенка, было всё ровно, и я жил своей маленькой жизнью со своими родителями. Но в ГДР начались свои подводные течения.
Лучше всего, по моему мнению, они описаны в книге "История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века". Бернд Бонвеч, Ю.В. Галактионов
"Избрание в 1985 г. новым советским лидером М. С. Горбачева и им структурных реформ социализма — «гласности» и «перестройки» — серьезно повлияли на ситуацию в ГДР.
Отказ от «доктрины Брежнева», ограничивавшей суверенитет социалистических стран, давал тем возможность самим определять путь дальнейшего развития. Это означало, что внешних гарантий существования ГДР в лице СССР больше не существовало, и что ответственность за ситуацию в стране полностью ложилась на руководство СЕПГ. Хонеккер весьма негативно оценивал «перестройку» и был уверен в том, что политику Горбачева ждет скорый конец.
На заседаниях ЦК СЕПГ Хонеккер впервые заговорил о «специфике социализма в ГДР», который не нуждается в реформах. В качестве аргумента он использовал утверждение, что экономика ГДР работает лучше, чем советская, а уровень жизни выше, чем в других социалистических странах. Позиция Хонеккера и руководства СЕПГ в целом была воспринята в обществе как отказ от реформ, что резко контрастировало с политикой перемен и общественных изменений в соседних Польше, Венгрии, а также в СССР.
По сравнению с реформатором Горбачевым, к которому в ГДР было восторженное отношение, Хонеккер представал как ретроград. В самой СЕПГ была определенная растерянность, поскольку Хонеккер не желал признавать очевидное. Среди населения нарастали скептические, и даже оппозиционные настроения".
Конец цитаты. Вот так. Всё это только начало вертеться до самого конца ГДР, но моей семье это было в целом неведомо. Берлин продолжал играть для нас всеми своими красками 85-го года.
Немного берлинского "было-стало" того года.
Было.
Стало.
Было.
Стало.
Было.
Стало.
Было.
Стало.
Для меня этот год ознаменовался двумя значимыми событиями. Я получил в свою собственность небольшую однокассетную стереомагнитолу Panasonic и часы неведомой мне фирмы MBO.
Нашел в Сети фотки моих часов. Эх..
Конечно, не всем известная Montana с кучей мелодий, но я от своих первых электронных часов, понятное дело, жутко тащился, хоть они делали только "пик-пик". А так всё было как надо - будильник, секундомер и указание дня недели.
Фоток самой магнитолы не нашёл, но это не главное, главное, что я теперь имел возможность сам вести свою радио-охоту на западные хиты, которые были по вкусу только мне.
Всё было хорошо, пока я не узнал, что мы с мамой едем окончательно и бесповоротно на родину, а отец остаётся в Берлине на некоторое время приводить в порядок свои рабочие дела.
По приезде меня отправили на дачу к родственникам, где я начал испытывать по ночам первые муки осознания того, что будет со мной после смерти, ну знаете, это все проходят в переходном возрасте, и далее, тоску по нравившейся мне в классе девчонке, что мол, не увижу её более.
Мою пытку длиной в месяц прервала мама, которая меня навестила и сказала, что мы всё-таки остаёмся в ГДР ещё на полгода. Вы просто не можете представить мою радость! Это было что-то! Я уже со всем окончательно распрощался и тут опять, назад в ГДР!
Мои одноклассники были очень удивлены увидев меня опять на линейке 1-го сентября 1985-го.)
Настал ноябрь.
Кому зима, а кому и новая командировка.
Отец поехал обслуживать Женевский саммит 85-го. И оттуда привез вот такую открытку, которая до сих пор у меня хранится. Обратите внимание, что на голове у Горбачева нет родимого пятна.
Для тех, кто не знает, что это было за мероприятие, немного поясню. На тот момент отношения СССР с США нуждались полностью в перезагрузке, ибо они равнялись нулю. Были конечно ранее какие-то договорённости, но война в Афганистане тоже не способствовала дружеским объятьям.
Было решено провести несколько бесед один на один. Одновременно общались члены делегаций. Первая встреча прошла в американской резиденции.
«Утро выдалось холодное, и с Женевского озера дул ветер, - рассказывал бывший советский посол в Вашингтоне Анатолий Добрынин в своей книге "Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)". Горбачев был в осеннем пальто и меховой шапке. Когда он подъехал к резиденции Рейгана, то тот вышел его встречать в одном костюме, без пальто и шляпы. На опубликованных многочисленных фотоснимках президент США выглядел энергичным, моложавым и физически крепким по сравнению с тепло одетым Горбачевым. Разница в их годах совсем не чувствовалась.
Как позже стало известно из окружения Рейгана, он ожидал Горбачева в прихожей, также одетый в осеннее пальто. Но когда он в окно увидел Горбачева в зимнем облачении, то быстро сбросил с себя пальто и вышел встречать советского лидера в костюме. Сработал инстинкт Рейгана в плане "паблисити". Горбачев это быстро учёл, и когда американский президент приехал в нашу резиденцию, то он также встретил его в одном костюме".
Переговоры выдались сложными, речь шла о сокращении ядерного вооружения. Известна фраза Горбачева, раздраженного нравоучительным тоном Рейгана: "Я не ученик, господин президент, а вы не учитель, за нами огромные миры". По итогу договорились о том, что ядерная война это плохо и не стоит воевать. А о сокращении вооружения они договорились позднее, и не на этом саммите, но слава богу, контакт уже был найден.
Когда работа на саммите была исчерпана, отец зачем-то в женевском аэропорту купил кришнаитскую книгу на русском языке.
По его словам, после трёх страниц прочтения данной книги во время полёта обратно в Берлин, он погрузился в глубокий сон 38-ми летнего здорового мужика.
Продолжение здесь!
Напоминаю, что всю серию постов про ГДР смотрим здесь по списку!
Друзья, если вам понравился мой пост, и вы узнали для себя что-то новое и интересное - подпишитесь на мой блог, поставьте лайк. Автору это всегда приятно, и мотивирует.