Глава 6 (5)
1. [1] Рассмотрите, как деревья, покрываются зелёной листвой и дают плод свой, поймите всё и знайте, что Тот, Кто живёт вечно, делает всё это для вас,
2. [2] И все дела Его из года в год, служат для того, для чего Он предназначил, и они неизменны. Как назначил Бог, так всё и свершилось.
3. [3] Также видят они, как моря и реки вместе совершают положенное Им[1].
4. [4] Но вы нетерпеливы, и не исполняете заповедей Господа. Вы попираете и оскверняете Его величие. Ваши грязные уста полны злословия против Него.
5. Ваше сердце исчахло. Да не будет вам мира!
6. [5] Так, да будут прокляты ваши дни, и годы жизни вашей да погибнут. Да умножится вечное заклятие и не получите милосердия.
7. [6] В те дни мира не будет вам, но вечные проклятия от праведников, и грешники проклянут вас,
8. [7] Проклянут вас с безбожниками.
9. (*)[2] У избранных будет свет, радость и мир. И они унаследуют землю[3].
10. Но вам, нечестивцам, уготовано проклятие.
11. [8] Тогда избранным дана будет мудрость. (*)[4] И не коснётся нечестие и гордость всех живущих. Но, обладая благоразумием, смирятся и более не согрешат.
12. [9] Не осудит их никто во все дни их жизни, и не умрут от мук и возмущений. Но число дней их жизни будет полно и старость их будет мирной.[5] В то время как годы их счастья умножатся на радость и мир, навсегда, на всю продолжительность их жизни.
[1] Еккл.1:7.
[2] «И будет прощение грехов» Р.Ч.
[3] Пс.113:24.
[4] «И уже не согрешат» Р.Ч.
[5] Ис.65:17-25.
Комментарии-мысли на 6 главу книги Еноха
6:1
Небесные существа, Ангелы Божьи, с интересом наблюдают устройство нашей Земли и в частности, деревья. Их плодоношение, покрытие листвой каждого в своё время. Не маловажен факт, что Ангелы видят любовь Бога к людям в том, что Он всё, что сделал доброго на этой Земле, сделал для человека. Такие действия Бога по отношению к согрешившим людям, даже к тем, кто Его не знал и знать не желал, для Ангелов были не малым свидетельством Его любви и заботы о Своём творении вопреки утверждениям противника об эгоистичном характере Бога. Стоит учесть, что на тот момент Мессия ещё не приходил на Землю и не принёс Себя в жертву за грешных людей.
6:2
Хотя Творец установил неизменные законы природы, всё же мы сегодня видим, что пагубная деятельность человека внесла свою лепту в этот мир.
6:3
Данный текст перекликается со словами Экклезиаста 1:7 «Все реки текут в море, но море не переполняется. И возвращаются реки к своим истокам, чтобы течь снова». Как моря и реки восполняют друг друга, так и в духовном смысле верующие дополняют недостатки друг друга: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после, их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (см. 2Кор. 8:14).
6:4
С текста 4 провозглашается о нечестии и неверности Богу всякими нечестивыми людьми. Стоит отметить, что неисполнению Заповедей Божьих предшествует нетерпение. Апостол Иаков в своём послании вторит словам Книги Еноха: «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:4). Нетерпение привело Исава к потере первородства. Нетерпеливый царь Саул потерял право на царство и Божье расположение. Из всех 12 нетерпеливых учеников Иисуса Христа лишь один Иуда Искариот позволил нетерпению перерасти в предательство и отречение. Евангелист Лука записал слова Спасителя: «Терпением спасайте души ваши» (Лк.21:19). Итак, мы видим, что среди хаоса этого мира, среди непонимания воли Божьей мы призваны сохранять терпение и не говорить, не делать ничего, что в итоге увлечёт нас в погибель.
После укора в нетерпении и неверности пророк говорит о следующем шаге отступников – попрание и осквернение величия Бога. Как? В следующем предложении даётся ответ: «Ваши грязные уста полны злословия против Него». Таким образом можно сделать вывод, что сквернословие вообще, - грязные уста, - и злословие в адрес Бога расценивается как попрание и осквернение величия Бога. Кто же автор, источник, отец всякого сквернословия, злословия? Конечно же Дьявол, он же Сатана, бывший Архангел Люцифер, т.е. Светоносный. Не желая расстаться с его «дарами» человек становится противником Богу (см. Иак.4:4-6) обрекая себя на гибель.
6:5
Результат противостояния Богу – исчахшее, т.е. хилое, болезненное, слабое, истощённое сердце. А так как настоящий мир, т.е. покой, удовлетворение жизнью, уверенность в спасении может дать только Бог (см. Рим.5:1; 15:13; 1Кор.14:33), то очевидно, что иссохшее от зла и противостояния сердце мира не имеет по определению.
6:6-8, 10
Проклятие – противоположность благословению. Если результат второго – мир Божий, то проклятие несёт разного рода смятение. «Годы вашей жизни погибнут», - всё, ради чего человек трудился всю жизнь, испаряется в миг. Никому плоды его труда не принесли пользу. Разве это не проклятие, понимать, видеть, что все усилия пошли в итоге прахом? В конце жизни такому нечестивцу даже на милосердие рассчитывать не приходится. Ибо источник милосердия он отверг.
«В те дни». Как Книга Еноха, так и Библия «теми днями» называет время, когда Господь восстаёт судится с нечестивыми жителями Земли, а также со Своим народом, отделяя грешных от праведников. В более глобальном, эсхатологическом масштабе – это время перед Вторым пришествием Христа или непосредственно время, в которое происходит приход Иисуса на Землю. Время, когда нечестивые получают своё возмездие, а верные Богу – спасение и восстановление (см. Ис.30:26; Иез.38:18-23; Амос.3:14; 8:3). Т.е. это время крайне особых событий.
Как видно из текста проклятию безбожники подвергаются не только со стороны праведников, но и со стороны грешников. Проклятие в данном случае буквально значит «испытывать отвращение». Настанет время, когда все нечестивцы будут испытывать отвращение к себе подобным, к своим и их делам. Когда прекратиться спор на выявление «лучших» в этом мире. Мире, где цена вещи ценнее души человеческой, где обладание последней маркой телефона, машины, часов и пр. считалось чем-то мега важным, а божественные качества души, такие как забота о ближнем, об окружающей среде, любовь, сострадание и т.п. выставлялось смешным, никчёмным, уделом неудачников и слабаков. Но, как показывает Божье Слово – Тот День всё расставит на свои места.
Безбожники. Как Книга Еноха, так и вся Библия называет тех, кто достоин вечной погибели не только нечестивыми, но безбожниками. Действительно, как ещё можно назвать человека, который строит свою жизнь, своё служение сам, не полагаясь на источник всякого добра, силы и любви? Как ни странно, но Христос скажет тем, кто совершал служение, что не знает их. Почему? Они безбожники, не смотря на свой статус, на своё миссионерство, на свои усилия. Они не знают Бога. И Бог не знает их.
6:9
В противоположность участи нечестивых избранным даётся всякое благо. Им даётся в наследие Земля. Не Небо, как ошибочно представляют себе многие верующие, а Земля. «Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24). И после окончательного истребления нечестивых, после пересотворения Земли праведники унаследуют именно Землю. Ибо таков был изначальный план Творца, т.к. Земля – дом человека. В Книге Откровение апостол Иоанн записал, что Новая Земля будет не только местом жительства спасённых, но и местом обитания Бога, в Новом Иерусалиме, столице не только искупленной Земли, но и всего мироздания (см. Откр.21:1-3).
6:11
На Новой Земле больше не будет источника искушения. Зачинщик, враг Бога и человека уничтожен. Грешная природа человека больше не отягощает его. Потому мудрость и благоразумие не подавляются греховными желаниями, обычаями этого мира. Но если всё так обстоит, то почему бы не покончить с зачинщиком зла сейчас и не спасти всех людей для вечности? Ведь, если нет источника греха, то и человек не согрешит! Но в данном случае важно не только отсутствие источника греха, т.е. сатаны, важно, чтобы сердце человека перестало быть источником того же зла, что сеет враг. Если взять в безгрешную вечность не обращённое сердце, в итоге будет только два возможных исхода: 1) необращённый, привыкший к безбожной жизни человек сам не сможет жить в присутствии святого Бога. Исполнение воли Творца, жизнь по Его Закону, смирение – всё это будет для него мукой. Он сам в итоге будет желать смерти. 2) Привыкнув на грешной Земле жить по своей воле безбожник будет «отравлять» своей жизнью, словами всё вокруг. И в итоге обновлённая Земля рискует снова превратиться в Землю нынешнюю.
Поэтому человеку даётся время его жизни для рождения свыше. Сердцу, готовое подчиниться Богу будет гораздо проще адаптироваться к жизни на Новой Земле в присутствии святого Творца. Мудрость, дарованная свыше будет руководить таким человеком. Благоразумие подскажет правильные пути общения с себе подобными. Смирение больше не будет тягостным. Грех не повторится.
6:12
«Но число дней их жизни будет полно и старость их будет мирной». Эти слова перекликаются со словами пророка Исаии.
«Вот, Я творю новое небо и новую землю; не пребудет в памяти прежнее и на ум не придет. Радуйтесь же и ликуйте вовеки о том, что Я творю! Я сделаю Иерусалим местом ликования, а народ его наполню радостью! Сам Я возликую об Иерусалиме и возрадуюсь о Моем народе. Звуков плача и вопля не будет в нем больше слышно. Никогда больше в нем не будет младенца, что жил бы лишь несколько дней, или старца, что не проживал бы свой век целиком; тот, кто умрет столетним, будет считаться юношей, а кто не достигнет ста лет, будет считаться проклятым. Они будут строить дома и жить в них, сажать виноградники и есть их плоды. Не будут они больше строить дома, чтобы жил в них другой, не будут более сажать, чтобы другой ел. Потому что дни Моего народа сравняются с днями дерева: избранные Мои будут наслаждаться плодами своего труда. Они не будут трудиться напрасно и рожать детей на беду; они будут народом, благословенным Господом – они и с ними их потомки. Прежде чем воззовут они, Я отвечу; пока еще будут говорить, Я услышу. Волк и ягненок будут кормиться вместе, и лев, как вол, будет есть сено, а для змеи пыль будет пищей. Не будут ни вредить, ни разрушать на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис.65:17-25).
Комментаторы данного места расходятся во мнениях о времени, когда данное событие произойдёт. Одни утверждают, что описываемые события будут происходить в разное время. То место, где говорится про старость и смерть – к планам Бога относительно Иерусалима на этой Земле, планам, которым не суждено было исполниться. А места о соседстве травоядных и хищников – к святой вечности. Но есть как минимум два момента, который упускают или не желают видеть те, кто так понимает это место Писания. Первый, - данный отрывок говорит о Новой Земле, той, что творит Сам Бог, «Я творю новое небо и новую землю; не пребудет в памяти прежнее и на ум не придет». Эту же картину увидел спустя столетия апостол Иоанн (Откр.21:1). И второй момент. Утверждая, что сказанное Богом может не исполниться, мы утверждаем своё неверие в слова Бога «… слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11).
Если Слово Божье не соответствует нашему миропониманию, это не значит, что Слово ошибочно или Бог не смог его исполнить. Скорее наше миропонимание, наше богословие не соответствует Слову. В таком случае, безопаснее сохранять молчание до тех пор, пока сам Бог не сочтёт нужным открыть нам значение своих слов.
---
Планируем издать книгу Еноха современный перевод в бумажном варианте. Страница поддержки издания книги Еноха в современном русском переводе.
Читать книгу Еноха на сайте Духовный миллионщик.
Группа посвящённая исследованию этой книги в Facebook
---
Сокращения и обозначения
Р.Ч. – по переводу Роберта Чарльза.
[1] – Квадратные скобки с цифрой – нумерация текстов согласно перевода Р. Чарльза.
(1) – Круглые скобки с цифрой – нумерация глав согласно в переводе Р. Чарльза.
Слова, выделенные в основном тексте курсивом, отсутствуют в оригинальном тексте и добавлены для развития мысли автора и для уяснения смысла, заложенного в тексте.
Слова, выделенные курсивом в сносках, передают буквальное значение текста.
Или «обитание» – синоним или близкое по смыслу слово, выражение.
{ } – фигурные скобки обозначают, что данная часть текста в исходнике.
Gg обозначает большой фрагмент греческой версии, обнаруженный в Ахмиме и хранящийся в Музей Гизе, Каир.
† † - Использование этих скобок означает, что слова, заключенные таким образом, находятся в Gg, но не в Эфиопской.
‡ ‡ - Использование этих скобок означает, что слова, заключенные таким образом, находятся в Эфиопской версии, но не в Gg.
[ ] – слова, заключённые в квадратные скобки – интерполяция, указанная в переводе Р.Ч.
[. . .] – потерянные в тексте слова.
(*) – текст, присутствующий в переводе Р. Чарльза.
Использование жирного шрифта курсивом означает, что слова, написанные таким образом, изменены.
Нумерация разделов соответствует нумерации в издании Р. Лоуренса.