Жизнь висела на волоске
Шаг – и тело на лунном песке!
Авторские маразмы
Роман Роберта Хайнлайна «Имею скафандр – готов путешествовать!» представляет собой типичный пример творчества «раннего Хайнлайна». То есть, это классический роман для детства и юношества, в которой герой, оказавшись в сложной ситуации, не только не потерял присутствия духа и прочего, но и смог, используя свой интеллект и навыки, спастись сам, спасти девочку («Крошку») и помочь «разрулить» сложную межпланетную ситуацию. Но, как говорится, обо всём поподробнее…
Клиффорд Рассел (для своих – Кип) – весьма талантливый молодой человек, который скоро закончит школу. Талантливый-то он талантливый, но… как бы это сказать – без твёрдой отцовской руки вряд ли он добился бы того, чего не добился по сюжету. Дело в том, что перед тем, как Кип перешёл в «высшую школу», его папа серьёзно так заинтересовался его школьной программой. Изучил её, что-то такое тихо пробормотал – и выдал сыну немного другую программу для самоподготовки. И внезапно оценки Кипа и отношение к нему учителей и нескольких других людей сильно поменялось – в лучшую сторону. Я не хотел бы заострять внимание на том, как он участвовал в той акции, что устраивало мыло. Я не буду рассказывать о том, как он собирал упаковки от него и придумывал слоганы, так как это… ну такие акции в порядке вещей в США, но у нас они не стали популярны. Самое важное то, что Кип выиграл скафандр (списанный скафандр ВВС, который использовался при строительстве орбитальной станции. Понятно, что скафандр был очень сильно б/у, с него было демонтировано всё более-менее важное, и всё, что только можно было с ним сделать – поставить в углу комнаты (как рыцарские доспехи в старину), или сдать в утиль – за это даже 5000 долларов предлагали. Итак, Кип получил этот самый скафандр, выступил в интервью (как один из победителей лотереи) и стал думать, что ему делать дальше. Дело в том, что он собирался поступать в один из ВУЗов, а так как в США бесплатного образования не существует (за очень редким исключением), деньги (например, те самые 5000 долларов) были бы весьма кстати… Собственно, к вопросу о финансах я вернусь немного позже, так как он сам по себе довольно важен и интересен…
Но, пока вопрос о финансах особо не стоял, Кип решил скафандр восстановить – хотя бы, чтобы посмотреть, на что это похоже. И молодой человек берётся за дело…
Как уже говорилось, со скафандра было демонтировано всё радиооборудование, вся СЖО (система жизнеобеспечения) и почти всё остальное. По сути, это просто был герметичный костюм – да и с герметичностью тоже были проблемы. Всё, что только могло пропускать воздух, «травило» очень сильно. В общем, работы было очень и очень много. И Кип взялся за дело.
Изучение справочной литературы, общение с знающими людьми, консультации специалистов – и очень много разной сложной работы. Кстати говоря, Кип не бездельничал – всё время, что он учился в старших классах, он работал в аптеке – не полный день конечно, но работал очень много, да ещё и изучал фармацевтику под руководством хозяина аптеки. Тот, кстати, даже помог Кипу на предмет пополнения аптечки, встроенной в скафандр. Например, по списку там было несколько «сильнодействующих препаратов», которые можно было получить только по рецепту. Понятно, что Кип ничего этого использовать не собирался – он не пил и не курил (хороший мальчик!), но раз в списке это указано – значит, должно быть. И вот, используя только свой интеллект, честно заработанные в аптеке средства и только свои руки, Кип смог довести скафандр до полностью рабочего состояния. Он даже смог настроить СЖО, накачать баллоны кислородно-гелиевой смесью и опробовать работу всего этого дела. Но, лето неуклонно заканчивалось, приближалась пора поступления в ВУЗ, а денег на учёбу всё не было. И мы снова возвращаемся к этому вопросу…
Как я уже говорил, Кип – прекрасный «технарь», у которого руки растут из правильного места. По крайней мере, он сам, своими силами и своими руками смог наладить скафандр. Он сам собрал радиооборудование, которое там должно было быть, сам разобрался в том, как работает СЖО, сам наладил всё остальное – и оно прекрасно работало! И этот человек говорит, что на учёбу в ВУЗе у него просто не будет денег! Кстати, парень подрабатывает в аптеке, и до того тоже немало поработал руками, зарабатывая себе на велосипед (Хайнлайн, как известно, был сторонником того, что человек должен был трудиться с самого детства!). Таким образом, как мне кажется, учась в техническом ВУЗе (ну, он же не на гуманитария, наверное, учиться хотел?), Кип запросто мог бы устроиться лаборантом или помощником преподавателя на кафедре – и у них, в США, и у нас, в России, немало студентов так подрабатывают, или даже полноценно работают! И деньги на учёбу у Кипа совершенно точно были бы… Но, оставим это на совести автора, так как Роберт Хайнлайн мог об этом особо и не думать – в конце концов, он не учился в гражданском ВУЗе, у него за плечами была Военно-Морская Академия в Аннаполисе…
Итак, после того как Кип наладил этот скафандр, он и оказался втянут в историю, которая и является сюжетом романа. И, несмотря на то что роман был написан ещё до того, как Гагарин полетел в космос и уж задолго до того, как сами американцы побывали на Луне, он неплохо читается и сейчас. В произведении нет никаких логических и прочих нестыковок. Герои ведут себя вполне естественно и логично. Что касается описаний Луны и прочего – они выглядят очень естественно и натурально. Автор писал в тот период своего творчества так, что сюжетная часть и «заклёпки» (а там их немало!) совершенно не мешают друг другу. Более того, все эти «технические» моменты ничуть не портят, а даже улучшают книгу. Единственное, автор упомянул о действии гелия на голосовые связки, но… кроме этого упоминания я не нашёл более никакого упоминания, как, например, на это реагировала «Крошка», например, в тот момент, когда Кип вышел с ними на связь… А ведь несколько предложений, например, реакция девочки на то, что ей отвечает кто-то «мультяшным» голосом, тексту бы не повредили…
Ну и по традиции – личное отношение к роману Роберта Хайнлайна… Собственно, тут можно обойтись только одной фразой. Это классика. А классика с годами, как хорошее вино – становится только лучше…