Приветствую вас на моем канале, благодарю за то, что подписаны и читаете.
Продолжаю тему трансгуманистической философии, которая стремительно набирает обороты в наши дни и активно проявляется в разных сферах жизни человека.
Индустрия кино давно перестала быть просто развлечением и заняла позиции с которых можно влиять на умы людей, продвигать какую-либо тему, пропаганду, а иногда кажется и к чему-то готовить.
Некоторые фильмы завуалированно отражают реальность, про которую не часто любят говорить, или не хотят, или «не принято». И это очень удобная позиция, так как это всего лишь кино, фантазия, художественный вымысел или авторская интерпретация.
Тем не менее, взять тот факт, что кино способно оказывать влияние на людей, можно. Я бы мог продолжить мысль о том, как художественные образы важны для психики человека и по сути образами человек наполняет свою жизнь, как бы он это не называл. Но боюсь сильно уйду от темы, да и придется много теории писать, а это скучно.
Поэтому просто вернусь к одному из известных фильмов.
Время
Фильм вышел почти 10 лет назад, а главного героя играл Тимберлейк.
В нем отображено будущее человечества и то, как они живут. Мир условно поделен на две части.
Начало повествуется из той части, в которой люди должны много работать и получать за это определенное количество времени, которое отображено у них на руке.
Соответственно если у вас на руке всего 48 часов, то через два дня вас не останется в живых. Нужно пойти и заработать еще себе времени и таким образом, продлить себе жизнь.
В этом мире не нужны деньги, так как люди все покупают и оплачивают с помощью времени, которое списывается от их жизни. На руке все сразу отображается.
Логично, что если у вас такого времени на руке немного, то вы будете ограничены в жизни. Вам придется много работать, чтобы хотя бы просто жить, не говоря уже о чем-то другом.
На самом деле, такая идея, представленная в фильме, не является новой, которая показывает социальное неравенство, и отсылает нас к нашим реалиям. Это один из самых популярных образов, которые чаще всего есть в любой антиутопии. Поэтому не стану долго на этом останавливаться.
Остановлюсь на другом. В фильме не просто показано социальное неравенство, которое на мой взгляд существовало почти что в любую эпоху. В фильме есть хороший отсыл на разделение мира, в котором есть несколько категорий или так скажем, каст.
- Простые смертные
Это самые обычные люди, которые живут для того, чтобы намного дольше жили не самые обычные люди. Простым смертным даже некогда о таких вещах задуматься и это хорошо показано в фильме.
Они вынуждены много работать, иначе умрут, потеряв все время на своей руке. Отдыхают они, как правило в барах, чтобы хоть как-то заглушить суровую реальность.
Соответственно если такой человек не работает, то он выпадает даже из этой касты и просто умирает. Его жизнь, как человеческая личность не несет никакой ценности для общества, это материал или инструмент, который либо хорошо работает и несет в себе пользу, либо он не нужен, так как его заменит другой.
Системе не важна и не интересна духовно-душевная часть, все свелось к механистической модели социального устройства. Кто ты и что у тебя внутри не важно, потому что это вряд ли принесет осязаемую, материальную и мгновенную пользу.
Возможно это был отсыл к капиталистическому обществу, только в ином цифровом варианте. А возможно это просто кино.
- Высшая каста
Примечательно, что такая категория людей сама себя отнесла к высшим слоям социального устройства. Они так сами решили, потому что это удобно.
В фильме показано, что у них уже не 48 и не 72 часа на руке, а 72 столетия. Им нет необходимости переживать, что с ними будет завтра или через неделю.
Живут они отдельно от касты простых смертных. Кстати, в их часть мира, страны или города попасть лицам с другой касты невозможно. Система все хорошо отслеживает, да и есть много разного рода защиты на всякий случай.
А случай, как известно бывает всяким, что и было нам представлено в кино.
- Стражники
Еще одна каста, которая была показана в фильме. Можно даже по рассуждать, кто живет лучше, простые смертные или стражники.
Так как со вторых очень много спроса, потому что они занимаются охраной высшей касты. За это они живут чуть-чуть лучше, чем простые смертные, но сильных отличий нет.
Они подвержены слежке и контролю. Особенное беспокойство у высшей касты за лояльность стражников по отношению ко всей системе в целом. Стражники должны быть уверены, что делают правое дело.
А на если что, они точно также будут лишены жизни, так как часов им дается крайне мало, в фильме это называлось «суточными».
По сути стражник тот же раб, что и простой смертный, но он этому рад и доволен, потому что пропаганда сделала свое дело.
Для себя в фильме отметил:
- Кастаинизация общества. Данный процесс сегодня набирает стремительные темпы, а если кто-то этого не видит, то можно либо и дальше не замечать, либо присмотреться по лучше.
- В целом касты были всегда на протяжении истории человека, хоть и назывались по разному, но даже в самой низшей касте человек, тем не менее мог сохранить за собой свободу своей души и духа. В цифровом варианте общества у него это никто не отбирает, но условия представлены так, что человек постепенно перестанет пользоваться своими человеческими качествами, для того чтобы просто жить дальше в системе.
- И второе, то что люди пришли к осознанию, что все не совсем как надо. Свобода и счастье начинается тогда, как человек понимает и осознает, что он свободен и счастлив, но это происходит редко.
- Если он это осознает, то ему будет не трудно замечать, как происходит посягательство на его ценности, если таковое будет.
- В целом фильм хороший и нейтральный. В нем нет агрессивного продвижения идей трансгуманизма, скорее всего за счет главных героев, на которых смотрели и не думали о каких-либо смыслах.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Также писал на подобную тему здесь:
Сквозь человечество и Сквозь человечество в кино