Найти тему
Путешествия души

Гусь-Хрустальный

Расположен около города Владимира. Поселение Гусская Волость возникло на реке Гусь. Свой громкий голос этот городок стал обретать со строительством здесь в XVIII веке стекольной мануфактуры, Гусевского хрустального завода. По имени завода и назвали город, который скоро стал знаменит на всю Россию.

Купцы Мальцовы вынуждены были обосноваться здесь из-за запрета на подобные производства вблизи Москвы, чтобы лес меньше вырубали.

Мальцовы развернули производство на широкую ногу, построив не один, а несколько заводов. Но настоящее второе рождение завод получил с приходом к управлению Ивана Мальцова.

Иван часто бывал за границей, присматривался к местным мануфактурщикам, перенимал хитрости. А после приезда в Россию, стал внедрять их на своём заводе.

Причём введены были не только технические новшества, но и обустройство быта рабочих, и создание «камеры образцов», где хранились лучшие по красоте и сложности рисунка изделия.

В ту пору на завод перевели лучших стекольных мастеров с других предприятий. Правление Ивана Мальцова можно назвать золотым веком завода – именно в этот период он был переведён на выпуск хрустальной дорогой посуды.

Сейчас Гусь Хрустальный – уютный маленький городочек с дешёвым рынком изделий из стекла и хрусталя (я имею в виду не заводской магазин, т.к. цены в нём довольно высоки, а именно местный рыночек).

Главная достопримечательность города - Георгиевский собор, построенный по проекту архитектора Л. Н. Бенуа. Снаружи храм выглядит, как сказочный теремок, а внутри по планировке - типичный католический собор. Вместо фресок и икон - картины Васнецова "Страшный суд" и "Богородица" - огромные полотна в сказочном, очень характерном для Васнецова стиле. Собор сейчас не действует, а принимает в своих стенах экспозицию Музея хрусталя им. Мальцовых, который обязательно надо посетить.

Интересно бродить по православному храму, который выстроен наподобие католического. Но вместо церковных атрибутов по всей его площади расставлены стеклянные и хрустальные изделия всевозможных цветов и размеров. Такое обилие цветного стекла в моей памяти неизменно вызывает образ Венеции.

В Музее хрусталя им. Мальцовых очень интересная экспозиция, которую (редкий случай) я рекомендую смотреть под рассказ экскурсовода. Она сформирована по хронологическому принципу: начало от левого угла стены с входом, далее по правилу правой руки по периметру храма. Заканчивается изделиями советских стеклодувов. Современные авторские работы расположены на витрине, проходящей по нефу в центре.

Помимо основного музея, есть ещё небольшой вход с противоположной стороны от главных ворот. Там представлены совсем старинные экспонаты.