Найти в Дзене

ЕЗДРА 7: ЕЗДРА, КНИЖНИК: ЕГО ПУТЕШЕСТВИЕ (ч.1)

Оглавление

(Ездра 7)

Между событиями глав 6 и 7—10 прошло почти шестьдесят лет. Безусловно, события, которые происходили в это время в Иудее, были важны для тех, кого они касались, но не они были целью вдохновенного историка. Поэтому Ездра начинает второй раздел книги с отчёта о своём возвращении в Иерусалим в 458 г. до н.э. и о реформах, которые он начал проводить.

Эта часть повествования Ездры в 7:1—8:36 содержит: (1) рассказ от третьего лица о том, как царь позволил Ездре пойти в Иерусалим, и о его возвращении туда (7:1–10; 8:35, 36); (2) письмо царя, позволяющее Ездре пойти (7:11–26); (3) рассказ Ездры от первого лица о его путешествии в Иерусалим (7:27–8:34).

ПУТЕШЕСТВИЕ ЕЗДРЫ В ИЕРУСАЛИМ (7:1–10)

«После этих происшествий в царствование Артаксеркса, царя персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии, сын Шаллума, сын Садока, сын Ахитува, сын Амарии, сын Азарии, сын Марайофа, сын Захарии, сын Уззия, сын Буккия, сын Авишуя, сын Финееса, сын Елеазара, сын Аарона первосвященника, — этот Ездра вышел из Вавилона. Он был книжником, сведущим в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев. И дал ему царь всё по желанию его, так как рука Господа, Бога его, была над ним. С ним пошли в Иерусалим и некоторые из сынов Израилевых, и из священников, и левитов, и певцов, и привратников, и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса. И пришёл он в Иерусалим в пятый месяц, в седьмой же год царя. Ибо в первый день первого месяца было начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришёл в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним, потому что Ездра расположил сердце своё к тому, чтобы изучать закон Господень, и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде».

Рассказ о лидерском служении Ездры начинается с краткого сообщения о путешествии в Иудею, за которым следуют многочисленные детали.

Стихи 1–5. События рассказа произошли после этих происшествий — то есть тех, о которых идёт речь в Езд. 1—6. Поскольку Ездра вышел «в седьмой год царя Артаксеркса» (7:7), а царствование Артаксеркса I длилось с 465 по 424 г. до н.э., то это было около 458 г. до н.э. — почти через шестьдесят лет после завершения строительства храма в 516 г. до н.э. Сообщив читателю, когда произошло то, о чём он собирается рассказать, автор начинает отвечать на другие вопросы, касающиеся этих событий.

Кто вышел в Иерусалим? Ездра. Здесь его личность впервые предстаёт в свете его происхождения. Предки Ездры указаны до шестнадцатого поколения. Как и в других библейских родословиях (например, в родословии Иисуса в Мф. 1), некоторые поколения в генеалогии Ездры пропущены. Иногда слово сын означает «потомок». Возможно, отец Ездры, Сераия, имел то же имя, что и умерший ранее мученической смертью священник. Однако его отец не мог быть первосвященником, казнённым вавилонянами во время падения Иерусалима (4 Цар. 25:18–21), поскольку это произошло почти за 130 лет до возвращения Ездры. Если здесь упоминается именно тот Сераия, что кажется весьма правдоподобным (см. 1 Пар. 6:14), тогда между Ездрой и им пропущено несколько поколений. Так как шестнадцати поколений недостаточно, чтобы охватить все века до Аарона, то это родословие (как и другие в Библии) не задумывалось как полное. Оно приведено с целью подчеркнуть преемственность служения Ездры как продолжение Ааронова священства, учреждённого на горе Синай. Родословие заканчивается словами: сын Финееса, сын Елеазара, сын Аарона первосвященника.

В этом родословии есть две поразительные особенности: его длина и его начало. Обычно длина родословия человека говорит о его важности в библейском повествовании. Родословие из шестнадцати поколений встречается редко. То, что род Ездры прослеживался вплоть до Аарона, первого первосвященника и брата Моисея, указывает на его важность. Из его родословия следует, что он и сам был священником, о чём будет сказано позже. Упоминание Аарона проводит параллель между событиями в дни Ездры и событиями в дни Моисея и Аарона. Это ещё раз говорит о том, что для иудеев возвращение из Вавилона было чем-то вроде второго исхода.

Стих 6. Ездра был книжником, сведущим в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев. Книжниками называли переписчиков Писаний. Так как книжники работали с Законом, то их считали знатоками и впоследствии учителями последнего. В тексте сказано, что Ездра был не просто «книжником», но «сведущим в законе», — человеком, превосходившим других книжников способностью понимать Божий закон и наставлять в нём. Это ещё одно напоминание того, что в дни Ездры «закон Моисеев» уже существовал и считался законом, «который дал Господь, Бог Израилев».

Если Ездра был «книжником, сведущим в законе», «мог ли он быть министром по делам Иудеи в персидском государственном аппарате»? Это вполне возможно, поскольку книжники выполняли различные функции в разные периоды. Эдвин Ямаучи отмечает, что некоторые книжники (например, Шафан) служили секретарями или писцами царей (4 Цар. 22:3), в то время как другие (например, Варух, книжник Иеремии) записывали диктованные тексты (Иер. 36:32). Со времени изгнания «книжники были учёными, которые изучали и преподавали Писания». В дни Иисуса их называли раввинами. Принимая во внимание тот факт, что персидский царь знал и уважал Ездру, возможно, у него была официальная должность при царском дворе.

Почему Ездра вышел из Вавилона в Иудею? Текст даёт четыре ответа на этот вопрос: первые три находятся в стихе 6, а последний — только в стихе 10. Во-первых, он вышел, потому что царь дал ему право сделать это. По какой-то причине царь был благосклонен к Ездре и позволил ему повести группу изгнанников в Иудею. Во-вторых, и что самое важное, он «вышел», потому что рука Господа, Бога его, была над ним. Хотя решение было озвучено персидским царём, за этим решением стоял Бог (вероятно, без ведома самого царя). Следовательно, поход Ездры в Иудею был в соответствии с Божьей волей и благодаря Его силе. Третий ответ — Ездра выразил желание пойти в Иудею и получил разрешение. Великодушие царя, о котором свидетельствует его письмо, было ответом на просьбу Ездры. Очевидно, Артаксеркс очень уважал Ездру.

Стих 7. Что ещё сделал Ездра? Следующие четыре стиха добавляют детали к вышесказанному. Сообщив, что Ездра «вышел из Вавилона» (7:6), автор говорит о тех, кто пошёл с ним: некоторые из сынов Израилевых [мирян], и из священников, и левитов, и певцов, и привратников, и нефинеев (храмовых слуг, Международное Библейское Общество). Большая часть представителей этих служителей вернулись с Зоровавелем (2:1–70).

Стихи 8, 9. В тексте говорится, что вся группа вышла из Вавилона в первый день первого месяца, в седьмой же год царя, и в первый день пятого месяца того же года пришла в Иерусалим. Таким образом, путешествие Ездры и его спутников заняло около четырёх месяцев. По прямой дороге расстояние между Вавилоном и Иерусалимом составляет примерно восемьсот километров. Однако вместо того чтобы пересечь Аравийскую пустыню, люди могли пойти на северо-запад вдоль реки Евфрат, а затем на юг, в Иерусалим, проделав путь длиной в полторы тысячи километров. Даже с учётом дополнительного расстояния четыре месяца — слишком долго. Относительно медленное продвижение группы Ездры можно объяснить задержкой в начале выхода, а также присутствием детей и стариков (8:15, 21, 31) (Ямаучи). Хотя это был, безусловно, трудный и опасный поход (8:31), группа изгнанников завершила его успешно, потому что над Ездрой была благодеющая рука Бога его.

Стих 10. Сообщение о лидерском служении Ездры завершается четвёртым ответом на вопрос «Почему Ездра пошёл в Иудею?» Ездра пошёл в Иерусалим, потому что расположил сердце своё [твёрдо решил] к тому, чтобы изучать [дараш; буквально «искать»] закон Господень, и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде. Ездра был идеальным священником и книжником (Фритш). Его целью было не только изучать Божий закон, но также повиноваться ему и учить этому других. Движимый этими целями, он попросил разрешение царя, получил его и проделал долгий путь в Иерусалим.

УКАЗ АРТАКСЕРКСА ДЛЯ ЕЗДРЫ (7:11–26)

Копия арамейского документа, согласно которому Ездре было позволено исполнить свою миссию, находится в 7:11–26.

Позволение идти (7:11–13)

«И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре, священнику, книжнику, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле: “Артаксеркс, царь царей, Ездре, священнику, учителю закона Бога Небесного, совершенное, и прочее. От меня дано повеление, чтобы в царстве моём всякий из народа Израилева, и из священников его, и левитов, желающий идти в Иерусалим, шёл с тобою”».

Стих 11. Этим стихом на иврите открывается письмо Артаксеркса на арамейском (как и другие официальные документы в 4:8—6:18). Оно называет Ездру священником, книжником, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле. «Учившему» — перевод причастия от глагола сапар; в Международном Библейском Обществе оно переведено как «сведущему». Сапар родственно существительному сопер, которое также встречается в стихе 11 и означает «книжник».

Стих 12. Это письмо было от царя Артаксеркса, или «царя царей» (см. Иез. 26:7; Дан. 2:37) и было адресовано Ездре — священнику, учителю закона Бога Небесного. Вступительная часть завершается словами совершенное, и прочее. Относительно их перевода возникает несколько вопросов. Очевидно, что речь идёт о приветствии, что нашло отражение в Современном Переводе и Международном Библейском Обществе: «приветствия». В Восстановительном Переводе они переведены как «совершенный мир» (традиционная форма приветствия), где курсив слова «мир» свидетельствует о его отсутствии в тексте оригинала, и что оно было добавлено переводчиками, чтобы завершить фразу. Согласно предположению Дерека Киднера, слово «мир» было случайно пропущено переписчиком.

Стих 13. Всякий из народа Израилева, кто решил пойти с Ездрой в Иерусалим, мог сделать это. Как уже сообщалось, что с Ездрой отправилась группа иудеев, о которой более детально будет рассказано позднее.

Миссия Ездры (7:14–20)

«Так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей, и чтобы доставить серебро и золото, которое царь и советники его пожертвовали Богу Израилеву, Которого жилище в Иерусалиме, и всё серебро и золото, которое ты соберёшь во всей области вавилонской, вместе с доброхотными даяниями от народа и священников, которые пожертвуют они для дома Бога своего, что в Иерусалиме; поэтому немедленно купи на эти деньги волов, овнов, агнцев и хлебных приношений к ним и возлияний для них и принеси их на жертвенник дома Бога вашего в Иерусалиме. И что тебе и братьям твоим заблагорассудится сделать из остального серебра и золота, то по воле Бога вашего делайте. И сосуды, которые даны тебе для служб в доме Бога твоего, поставь пред Богом иерусалимским. И прочее потребное для дома Бога твоего, что ты признаешь нужным, давай из дома царских сокровищ».

Стих 14. Ездра был послан от царя и семи советников его. Эти люди, очевидно, были самыми надёжными советниками царя (см. Есф. 1:13, 14). Они могли служить ему подобно кабинету министров при президенте в наше время.

Первой целью похода Ездры было обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога [его], находящемуся в руке [его]. Поскольку «закон Бога» был в «руке» [его], то он явно был уже написан на свитках. Об этом законе в стихе 25 сказано как о законе «премудрости Бога, которая в руке твоей»; следовательно, Закон содержит Божью мудрость и даже приравнивается к ней. Ездра должен был «обозреть», или «разузнать» (Международное Библейское Общество) об этом законе, проследить, следует народ Закону или нет, а затем (как сказано в письме позднее, в стихе 26) проследить, чтобы он исполнялся.

Стихи 15–20. Вторая обязанность Ездры касалась материальных средств. Она включала следующее:

1. Доставить из Вавилона в Иерусалим приношения — серебро и золото, которое пожертвовали царь и советники его (7:15), и всё серебро и золото со всей области Вавилонской, вместе с доброхотными даяниями от народа и священников в Вавилоне (7:16). Очевидно, дары были даны царём из царской сокровищницы и народом Вавилона, а также оставшимися в Вавилоне иудеями. Эти дары нужно было употребить, во-первых, на покупку животных, хлебных приношений и вина для возлияний на жертвенник дома Бога [храма] в Иерусалиме (7:17). Оставшиеся деньги можно будет израсходовать по собственному усмотрению Ездры, однако тратить их по воле Бога (7:18).

2. Поставить в храме все вещи. Ездра должен был взять с собой сосуды, которые даны ему для служб в доме Бога (7:19). Это, наверное, были не те предметы, которые Навуходоносор забрал из храма, когда разрушил его, так как они уже были возвращены (1:7–11). На этот раз это, очевидно, были другие дары.

3. Проследить, чтобы были восполнены все другие нужды храма. Если даров, которые доставит Ездра, будет для этого недостаточно, дополнительные расходы будут покрыты за счёт средств из дома царских сокровищ (7:20).

Финансирование миссии (7:21–24)

«И от меня, царя Артаксеркса, даётся повеление всем хранителям сокровищ, которые за рекой: всё, чего потребует у вас Ездра, священник, учитель закона Бога Небесного, немедленно давайте: серебра до ста талантов, и пшеницы до ста коров, и вина до ста батов, и до ста же батов масла, а соли без обозначения количества. Всё, что повелено Богом Небесным, должно делаться тщательно для дома Бога Небесного, дабы не было гнева Его на царство, царя и сыновей его. И даём вам знать, чтобы ни на кого из священников или левитов, певцов, привратников, нефинеев и служащих при этом доме Божьем не налагать ни подати, ни налога, ни пошлины».

Стихи 21–24. Царь дал указания хранителям сокровищ во всех провинциях под общим названием за рекой (7:21). (1) Им было приказано выдать Ездре средства, необходимые для выполнения его миссии: серебра до ста талантов и пшеницы до ста коров, и вина до ста батов, и до ста же батов масла, а также столько соли, сколько он потребует (7:22). В соответствии с современным эквивалентом вес серебра составляет 3750 кг, что очень много. Другие приношения составляли 650 бушелей (17683 кг) пшеницы, 600 галлонов (2271 л.) вина и 600 галлонов (2271 л.) масла. Как отмечает Кит Шовилл, «такое количество должно было обеспечить потребности храма в течение пяти лет». Вино нужно было для возлияний, а масло, смешанное с мукой тонкого помола, — для хлебных приношений (Исх. 29:40). Соль также использовалась для хлебных приношений (Лев. 2:13). Этот перечень предметов указывает на то, что хранители сокровищ должны были дать Ездре всё необходимое для выполнения его работы. Почему? «Дабы не было гнева Его на царство, царя и сыновей его» (7:23). Особая забота и щедрость царя были похвальными, но в определённом смысле своекорыстными. Его целью было угодить Богу Израиля, чтобы Он благословил его (см. 6:10), так же, как он стремился задобрить других богов. (2) Казначеи провинций должны были освободить служителей храма — священников или левитов, певцов, привратников, нефинеев и служащих — от уплаты всевозможных налогов (7:24).

Повеление обеспечить исполнение Закона (7:25–26)

«Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтобы они судили весь народ за рекой — всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд: на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу».

Стихи 25, 26. Ездра должен был использовать все возможности своего нового положения, чтобы обеспечить исполнение Божьего закона. Ему было велено поставить правителей и судей, которые знают законы Господа, и учить всех, кто не знает их. Всякий, кто не будет исполнять закон Бога и закон царя, должен быть осуждён «на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу».

По мнению некоторых комментаторов, эти слова означают, что Артаксеркс назначил Ездру правителем всей сатрапии, дал ему власть над всеми людьми (подобно той, которую фараон дал Иосифу над Египтом) и признал закон Бога — Моисеев закон — законом той земли, равным по силе законам персидского царя. Согласно такому толкованию, Ездра мог потребовать, чтобы закон Моисея соблюдали все жители провинции, как иудеи, так и язычники. Такое толкование кажется маловероятным.

Вильгельм Рудольф говорит, что этот указ позволял проводить иудейский закон в жизнь иудейских общин, а не создавать прозелитов. Он отмечает, что Ездра должен был учить иудеев, которые, живя среди язычников, отступили от Закона. Другие комментаторы полагают, что Ездра имел как политическую власть, так и религиозные обязанности. По всей вероятности, «политическая власть», которую он получил, должна была способствовать соблюдению Закона, вплоть до применения наказания смертью в случае тяжких преступлений «как против Божьего закона, так и закона царя. Это означает, что Ездра опирался на власть персидского правительства». Поэтому Ездра, видимо, имел полномочия наказывать смертью виновных в таких тяжких преступлениях как идолопоклонство (Исх. 22:20; Лев. 20:2–5; Втор. 13:1–18) и прелюбодеяние (Лев. 20:10; Втор. 22:22).

Весьма сомнительно, чтобы Бог одобрял какое-либо царское вмешательство, принуждающее язычников соблюдать Закон, данный Израилю через Моисея. Кроме того, действия Ездры по прибытии не производят впечатления действий правителя провинции; это действия религиозного реформатора. Услышав, что народ заключает смешанные браки с язычниками, Ездра разодрал свою одежду, сидел в печали, исповедался и вознёс молитву (9:1–15), а не издал официальный указ, как мог бы поступить правитель. Вероятно, Артаксеркс дал Ездре право учить Закону и проводить в жизнь его положения только среди иудеев в сатрапии, известной как за рекой.

ЕЗДРА СЛАВИТ БОГА (7:27, 28)

«Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя украсить дом Господень, который в Иерусалиме, и склонивший на меня милость царя, и советников его, и всех могущественных князей царя! И я ободрился, ибо рука Господа, Бога моего, была надо мной, и собрал я глав Израиля, чтобы они пошли со мной».

За письмом Артаксеркса (7:11–26) следует раздел книги, который иногда называют «Воспоминания Ездры» (7:27—8:34; 9:1–15).

В 7:27—8:34 мы читаем отчёт от первого лица о путешествии Ездры в Иерусалим и его благополучном прибытии туда, которые произошли в середине V в. до н.э. То, что Ездра прибыл в Иудею невредимый, не вызывает сомнений, так как в 7:1–10 сказано, что он вернулся. В этом разделе Ездра приводит основные факты, а затем, начиная с 7:27, 28, добавляет личное повествование о путешествии. Эта дополнительная информация объясняет, как Ездра исполнил поручение царя.

Стихи 27, 28. Ездра начинает со слов благодарения и восхваления Бога: «Благословен Господь, Бог отцов наших» (Бог патриархов — Авраама, Исаака и Иакова — и народа Израиля). Он заявляет, что Бог вложил в сердце царя украсить дом Господень. Затем он объясняет благоприятное решение царя милостью Господа, отразившейся в благосклонности к нему царя, и советников его, и всех могущественных князей царя. «И снова, — говорит Лесли Аллен, — Бог вдохновил персидского царя в интересах храма, как и в первой миссии».

Судя по всему, несмотря на то, что царь знал и ценил Ездру, тот счёл необходимым приступить к царскому престолу в присутствии могущественных князей царства и смиренно попросить разрешения пойти в Иерусалим, чтобы восполнить крайнюю нужду иудеев в духовном руководстве. Возможно, перед тем как услышать решение царя, ему пришлось несколько дней провести в тревожном ожидании. Когда же он, наконец, получил это разрешение и имел на руках царское письмо, то не мог сдержаться: его сердце переполнилось благодарностью, и он прославил Бога за проявленную к нему милость. «Благословен Господь», — воскликнул он.

Ездра не только восхвалил Господа, но и немедленно приступил к осуществлению своего плана. Зная, что рука Господа над ним, он собрал глав Израиля, чтобы они пошли с ним. Из главы 8 мы узнаём о некоторых из этих людей.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы