Найти в Дзене
Гриммо 12

Коварные старушонки Средневековья

Оглавление

К старости в Средневековье относились с подозрением. В популярных средневековых рассказах встреча с «коварной старушонкой» приносит беду герою, а читателю сулит удовольствие. Так лихо закрученных сюжетов, хитрости и двусмысленных ситуаций не встретишь и в сериалах на «Нетфликсе».

Обере: средневековый юмор или современный хоррор

Во французском фаблио — смешном стихотворном рассказе XII века, старая швея Обере затевает такую историю. Богатый вдовец берёт в жёны красивую девушку. В неё влюбляется молодой сосед и просит помощи у хитрой бабки Обере, потому что девушка не изменяет мужу. Вот такое вот средневековое чудо.

Обере берёт у влюбленного плащ, прячет в одежде иголку и идёт к доброй жене, пока мужа нет дома. Коварная старушонка втирается в доверие к госпоже, пробирается в спальню и прячет под одеялом плащ. Ночью плащ находит муж и выгоняет ничего не понимающую супругу на улицу, гдё её уже поджидает бабка. Обере ведёт девушку ночевать в лачугу. Когда девушка засыпает, к ней ложится сосед и вместе с хозяйкой дома шантажирует несчастную. Если жена закричит, то никто не поверит, что это случайность. Так жена опорочит себя и, что хуже, мужа. Ей приходится подчиниться. На следующее утро Обере велит жене идти в церковь и лежать там под иконами. Сама бабка отправляется к мужу и ругает, что тот выгнал жену к заутрене. Кроме того, старуха плачет, что потеряла плащ, который велел зашить суровый рыцарь. Муж понимает, что жена не виновата и, более того, ночь провела в церкви. Богач мирится с супругой, а добродетельная жена, «почувствовав вкус свободы» начинает встречаться с соседом.

То, что сейчас читается как хоррор или драма: шантаж, насилие, психическое отклонение, вызванное пережитым, последующая распущенность и, вероятно, незавидный конец — в Средневековье было смешно. Коварная старушонка обманула и мужа, и жену, а с соседа поимела денег. Французский медиевист Жак Ле Гофф пишет, что «в средневековых текстах, особенно в поучительных историях, часто встречается слово vetula — «маленькая старушонка». Этот персонаж всегда приносил несчастье».

Кто боялся женщин

Первое изображение ведьм на мётлах: XV век, Франция, «Защитник женщин». Нарисованы члены христианской секты XII века — вальденсы.
Первое изображение ведьм на мётлах: XV век, Франция, «Защитник женщин». Нарисованы члены христианской секты XII века — вальденсы.

В образе старухи смешались два неприятных Средневековью символа: женщина и старость. И то, и другое указывало на несовершенство и напоминало об изгнании из рая. О недостатках женского тела писали ещё античные авторы. Аристотель объяснял слабость естественными причинами. Средневековые мужчины, как писал медиевист Жорж Дюби, «боятся женщин, и дабы себя успокоить, презирают их». Монахи назначили женщину виновной за изгнание из рая. Первородный грех сначала был грехом познания, любопытства — то есть отличного качества, присущего учёным. После XIII века изгнание связали с любовью к женщине.

Старость, болезни, тяжелый труд — то, чем Бог наказал людей, ассоциировалось с грехом. Жак Ле Гофф считал, что «старика компрометировало то, что он являл собой образ физической и моральной немощи, напоминавшей христианам о первородном грехе... иначе относились к старым женщинам. На самом деле старухи пользовались дурной репутацией, пока их и вовсе не стали считать могущественными колдуньями».

Старух боялись, высмеивали, но спорить с ними было плохой приметой. Другие статьи канала:

Культ Марии начался в XIII веке. Он не повлиял на жизнь земных женщин, хотя почитание Иосифа улучшило мнение общества о стариках. Источник иллюстрации — книга часов XV век, Париж. Находится в Британской библиотеке.
Культ Марии начался в XIII веке. Он не повлиял на жизнь земных женщин, хотя почитание Иосифа улучшило мнение общества о стариках. Источник иллюстрации — книга часов XV век, Париж. Находится в Британской библиотеке.