Найти тему
Shopper's

Как Walmart пытается догнать Amazon и почему это несет риски для репутации

Оглавление
Фото Walmart
Фото Walmart

Традиционные ритейлеры, активно развивающие онлайн-бизнес, перенимают модели работы “чистого” интернет-ритейла. Одна из таких - запуск маркетплейса (подключение к своей витрине сторонних продавцов). Но из-за этого привыкший к работе офлайн ритейл сталкивается с новыми рисками. Среди них - продажа подделок и контрафакта.

В США есть пример создания маркетплейса традиционным ритейлером - это Walmart, самый большой в мире продавец продуктов, товаров повседневного спроса и т.д.

Весной 2021 г. крупнейший в России продовольственный ритейлер X5 Retail Group заявил, что переформатирует онлайн-гипермаркет продуктов «Перекресток Впрок» в маркетплейс товаров повседневного спроса. На площадке появится широкий ассортимент от сторонних продавцов детских и зоотоваров, бытовой химии, хозтоваров и др.

В 2020 г. число продавцов маркетплейса Walmart достигло 70 000. Помогли несколько факторов: пандемия, инвестиции в технологии и развитие отношений с партнерами. К 2022 г. их количество вырастет на 146%, по прогнозу Marketplace Pulse. Но быстрый рост маркетплейса начинает сказываться на работе с партнерами и может негативно повлиять на репутацию Walmart как площадки для качественных продавцов, считают эксперты Reuters.

Ставка на партнеров

С 2009 по 2014 гг. интернет-площадка Walmart, которая сейчас конкурирует с Amazon и продает все, от детских товаров до инструментов, насчитывала не более 6 сторонних продавцов.

Преобразование Walmart в маркетплейс началось в 2016 г. с покупки американского онлайн-магазина Jet.com и назначения его основателя Марка Лора на должность главы электронной коммерции Walmart в США.

Через 17 дней после сделки Лор представил стратегию, которая включала план не только привлечь новых покупателей, но и сделать площадку привлекательной как для небольших продавцов, так и для продавцов премиального сегмента, которые обычно не сотрудничают с маркетплейсами.

Дать доступ к своей витрине для внешних селлеров - секретное оружие Amazon. В 2020 г. продажи сторонних продавцов принесли Amazon $189 млрд - почти 60% от интернет-продаж компании в США, по данным Insider Intelligence.

Американский ритейлер Target и крупные технологические компании - Google и Facebook - также изучают возможности запуска похожих проектов.

Некоторые поставщики жаловались, что процесс выхода на маркетплейс Walmart мог занять несколько недель. Walmart упростил сложное программное обеспечение для выгрузки на платформу товаров и процесс подключения аналитики и доставки.

Walmart усовершенствовал свою рекламную платформу, запустил программное обеспечение для защиты интеллектуальной собственности продавцов и службу доставки и логистики, а также представил свою версию программы для партнеров Walmart+, которая «на 100% увеличивает продажи», рассказал Reuters один из продавцов маркетплейса.

Надеясь решить проблему с жалобами партнеров, ритейлер нанял "стратегических менеджеров по работе с клиентами", которые обслуживают ведущих партнеров. А также снизил комиссию с продаж некоторых товаров до 3-20% по сравнению со ставкой Amazon 6-45%.

Риски роста

Но быстрый рост числа продавцов-партнеров имеет и обратную сторону. "Год или два назад каждому бренду, представленному на Walmart, можно было доверять. Но теперь он становится похожим на Amazon", - рассказывает Кэл Чан, который продает добавки и средства ухода за кожей на обоих маркетплейсах.

Еще недавно Amazon подключал к себе всех продавцов — это помогло ему расти. Но теперь компания "пытается избавиться от мусора", утверждает Чан.

Главный риск - продажа контрафактных, поддельных товаров. За последние несколько лет Amazon потратил миллиарды на то, чтобы отладить систему контроля. Amazon заявляет, что проводит тщательную проверку, призванную помочь честным продавцам. В компании работает 8000 человек, которые занимаются удалением контрафактных товаров и фальшивых объявлений и выявлением краж интеллектуальной собственности.

Рискованные партнеры

В отличие от Amazon, Walmart зарекомендовал себя как более безопасный маркетплейс, где селлеров меньше, но они качественные.

В марте Walmart заявил, что откроет платформу и для зарубежных партнеров (не из США). На маркетплейсе уже появилось более 130 китайских продавцов. В первый месяц после открытия маркетплейса для продавцов не из Америки Walmart сделал для них нулевую комиссию.

В будущем Walmart планирует также подключить индийского конкурента Amazon - Flipkart, в котором Walmart принадлежит доля в 77%. При этом Walmart обещает поддерживать уровень качества продавцов на платформе. Компания заявила, что ее специалисты уже начали проверять потенциальных иностранных партнеров, их лицензии, разрешения и др.

Такие меры вызывают тревогу и могут привести к проблемам с подделками, как и у Amazon, опасаются продавцы. Покинувший в начале 2021 г. компанию Лор сказал, что поводов для переживаний нет. Компании просто нужно найти золотую середину.

Пока Walmart проигрывает Amazon, по оценке Marketplace Pulse. К 2022 г. на платформе Amazon будет 3 млн селлеров в США и 7,5 млн - в мире. Но у Walmart есть преимущество - 5000 магазинов, которые работают как хабы для приема товаров и доставки их клиентам.