На лючке почти любой машины, под которым размещена горловина бака, изготовитель указывает рекомендуемое горючее с октановым числом (далее – ОЧ). Вполне логично следовать этой рекомендации. В противном случае возможны негативные последствия: повышение расходования топлива, сокращение мощности ДВС, детонация.
Большую часть современных ТС с бензомоторами автопроизводители рекомендуют заправлять горючим АИ-95. Но многие автолюбители применяют 92-ой и ощутимой разницы не видят. Я бы предположил, что в России существует лишь 92-ой бензин, а все остальные варианты с иными ОЧ достигаются за счёт ввода присадок.
Организация эксперимента
Я решил выяснить, как поведёт себя мой автомобиль, если его заправить не 95-ым бензином, а 100-ым. Итак, я поехал на АЗС и заправил полный бак. Уточню, что на заправке бак был практически порожним. Т.е. тачка потребляла почти чистый АИ-100, без добавления 95-го.
Впоследствии я проехался по автотрассе: около сотни км в одну сторону и столько же в обратную. Ездил с компанией на природу, чтобы исследование не было таким затратным. Совместил, так сказать, приятное с интересным. Такой пробег позволил мне провести анализ и сравнить показатели с 95-ым. Рассказываю о своих ощущениях после тестового заезда.
Топливо и скорость
Моя легковушка была прилично нагружена: 2 мужчины, 2 женщины, багажник с грузом (еда, вода, переносной мангал, дрова, гамак и т.п.). На предельно ровных отрезках автодороги я несколько раз измерял расход горючего при скорости 100 км/ч – порядка 5,9 л на 100 км. Это почти те же значения, что и при использовании 95-го.
Затем при таких же условиях измерения провёл при 90 км/ч – 5,4 л на 100 км. И в этом случае аппетит примерно тот же, что и при задействовании 95-го.
Я сделал вывод, что ощутимая разница между бензинами с разным ОЧ отсутствует, по крайней мере, в моём случае.
Динамика и мощность
При езде по загородной дороге на разных оборотах – от низких до высоких – никакого отличия в динамике я не увидел. Это меня не удивило, поскольку львиная доля современных движков не обладает большим уровнем сжатия. Поэтому вполне хватает АИ-95. Т.е. двигатель ещё с завода адаптирован для определённого ОЧ и если в бак налить топлива с более высоким ОЧ, то мощность от этого не возрастёт.
А если рассматривать форсированные моторы со значительной степенью сжатия, которые первоначально создаются под горючее с более высоким ОЧ, то в применении АИ-100, я считаю, будет смысл.
Экспертное мнение
Авторитетные организации неоднократно устраивали научный опыт, который прояснил ситуацию больше, чем мой любительский заезд. В лабораторных условиях изыскатели замеряли мощность и вращательный момент до и после использования высокооктанового бензина. В итоге они пришли к такому выводу:
Употребление топлива с высоким ОЧ бессмысленно, если определённый силовой агрегат не приспособлен для него. Следовательно, не стоит рассчитывать на уменьшение расхода легковоспламеняющейся жидкости, нарастание динамики и усиление мощности.
Друзья-автолюбители! Экспериментировал ли кто-то из вас в том направлении, о котором идёт речь в данной статье?