Друзья, меня давно волнует тема содружества Дулёвского фарфорового завода и Палехского товарищества художников. И вот моё внимание привлекли две весьма любопытные газетные заметки 1935 и 1936 года. Предлагаю увидеть фарфор в стиле Палеха и узнать имена авторов.
Работы мастеров Палеха // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1936. – № 85 (3715), 13 апреля.
По предложению Наркомата местной промышленности палехское товарищество художников командировало недавно на Дулёвский фарфоровый завод, с целью освоения росписи фарфоровой посуды, пять высококвалифицированных художников во главе с тт. Буториным и Каурцевым.
По отзывам дирекции Дулёвского завода, уже первые работы палехских мастеров дали большой эффект. Заводское управление обратилось к палехскому товариществу с просьбой командировать ещё большее число художников.
Художники Палеха (кроме уникальных миниатюр для выставок 1937 года (парижская, к пушкинскому юбилею, «индустрия социализма», 20 лет РККА» и сельскохозяйственная выставка в Москве) много работают в области книжной иллюстрации, театральной декоративной и монументальной живописи.
В издательстве «Академия» палехские художники иллюстрируют книгу «Сказки и былины». В Детгизе – «Сказки Пушкина», в Изогизе – заслуженный деятель искусств И.И. Голяков оформляет книгу профессора Некрасова «История русского искусства».
Палехские художники приглашены киностудией Ленфильм для работы по фильму «Сказка о рыбаке и рыбке».
Интереснейшею работу проделают палехские мастера по оформлению трёх комнат в ленинградском Дворце пионеров (бывш. Аничков дворец). Одна из этих комнат будет расписана на сюжеты старинных русских сказок. Посреди комнаты сооружается большая карусель, выполненная в стиле русского народного творчества. Для оформления этой карусели приглашён старейший резчик по дереву, художник И. И. Овешков.
Вторая комната Дворца пионеров оформляется на тему «четыре времени года». Тема оформления третьей комнаты – сюжеты сказок Пушкина.
Искусство Палеха // Правда, 1935. – № 71 (6317), 13 марта.
В связи с десятилетием палехской артели живописцев (Палех, Ивановской области) мы помещаем три очерка из подготовленной к печати книги «Палех» недавно умершего писателя-коммуниста Е. Ф. Вихрева. Тов. Вихрев на протяжении шести лет был одним из самых деятельных друзей, поборников и идейных руководителей палехского искусства.
ТРИ ПОКОЛЕНИЯ
Палехское соцветие включает в себя три поколения художников. Первое поколение – это старые мастера перекинувшие мост от прошедшего к будущему. Они учились на лучших образцах иконописи и церковной стенописи, они реставрировали Грановитую палату, Новодевичий монастырь, Исторический музей. Их немного, и каждое имя вписано золотом в историю советского искусства: Баканов, Голиков, Вакуров, Зиновьев, Маркичев, Котухин, Буторин, Зубков, Дыдыкин, Ватагин.
Второе поколение – это мастера, члены артели, вышедшие из учеников. Революция оборвала их ученье в иконописных мастерских, и они продолжали его в артели. Из них уже вышли зрелые мастера.
Старые мастера им передали всё, что могли: уменье владеть кистью и краской, особенности палехского стиля, уменье строить композицию. К этому второму поколению относятся: Буреев, Буторин Александр, Баженов, Каурцев, Баканов Александр (племянник и ученик Ивана, Михайловича), Баранов.
Третье поколение – отрочество и юношество артели, молодёжь, изучающая анатомию человеческого тела, пробующая себя в силуэте, в карандаше. Между прочим, в числе третьего поколения палешан есть две девочки. За триста лет существования иконописного и художественного Палеха это первый случай обучения паляшанок живописи.
<…> С самого своего возникновения артель неуклонно росла, приобретала славу, получала дипломы, расширяла свои творческие возможности. Но ей приходилось туго: не было средств, не было достаточного помещения. Всего год назад артель ютилась ещё в крохотном домике, имеющем одну комнатку. Правительство пришло на помощь артели и теперь у неё несколько двухэтажных каменных домов, которым позавидовал бы любой иконный фабрикант вроде Сафонова. Теперь в этих артельных домах люди работают, учатся и вспоминают без сожаления то время, когда они писали иконы на хозяина, когда Палех пьянствовал и писал святых, когда первые шаги учеников заключались в беганьи за водкой.
Но возрождение всегда бурно опережает планы. Оказывается, и эти дома уже малы для артели. Путь Палеха, как и путь страны, – вперёд и выше, больше и лучше. И разве вся эта неиссякаемая радость палехских красок не соответствует великой радости нашего строительства?
Если нам, современникам, эта связь, это соответствие кажутся натянутыми и непрочными, то можно не сомневаться, что потомки наши, которые будут изучать наше великое время и великое искусство Палеха, наши потомки, откинув детали, неразрывно соединят в своём ‚сознании краски Палеха с красками великого времени... Тогда им будет понятно, что Палех стоит своей эпохи.
СЛОБОДСКИЕ
Слободой называется восточная часть Палеха, улица, поднимающаяся от берегов Палешки в гору. Отсюда хорошо видны Базарная площадь с церковью, сельсоветом и новый дом артели. Дорога отсюда ведёт на Мыт и Ландех, в глухие районы, богатые кружевницами и белошвейками. Здесь, в Слободе, на самом краю села живёт председатель артели Александр Иванович Зубков. У него останавливаются иностранные туристы. Здесь же, в Слободе, ближе к центру села, почти соседствуют домики Ивана Васильевича Маркичева и Дмитрия Николаевича Буторина.
Вместе приезжали они в Москву, в Музей керамики, изучать фарфор и расписывать сервизы. Жили они в Музее керамики под лестницей вместе с молодым вологодским скульптором Серёжей Орловым, сами готовили себе обед, посещали литературные диспуты, знакомились с писателями.
Все мои записи о Дулёвском фарфоре: #дулёво_вижу_красоту
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив