Первое знакомство с Баку начинается еще в воздухе. Самолет заходит на посадку, и перед вами как на ладони появляется яркая картина местности. И возникают особенные ощущения. Как правило, они оказываются самыми верными. Так случалось с очень многими людьми, и не раз. Новая встреча – новые чувства.
Яркие мерцающие блики повсюду – это первое, что видится, если прилететь в город вечерним рейсом. Наконец глаз привыкает к полнейшей ночной мгле, и картинка высвечивается: равнинный ландшафт, щедро приправленный извилистыми дорогами, скалистыми обрывами, заканчивается у темно-синего моря. Словно хрустальный ободок, по краю береговой линии аккуратно сверкают огни. Им вторят мириады звезд на темно-синем небе. Ночь, но город не спит. Он живет своей особенной жизнью. Даже огни: одни пляшут, другие медленно передвигаются в пространстве. 35 C° по Цельсию. Добро пожаловать в Баку!
Кто хоть раз любовался изумительной панорамой Бакинской бухты, которая разворачивается с высоты Нагорного плато, гулял по Торговой улице, по улочкам Старого города, согласится, что одна из прелестей Баку – в его разнообразии. Город удивительно сочетает в себе восточную мудрость и западную целеустремленность, вековые традиции и европейский шик. В древних источниках Баку упоминается как Бади Кубедан или Атеши Багаван, что означает «ворота ветров» или «божественная обитель огня». При всем разительном отличии именно эти два начала огня и ветра причудливо сплелись друг с другом, создав неповторимый образ города, раскинувшегося у южной конечности Абшеронского полуострова, гигантским орлиным клювом уходящего в воды Каспия.
Утром все радостно. Солнечно, цветно, зелено, поют фонтаны, смеются чайки и цикады стрекочут, а воздух пропитан морским ароматом и наполнен теплом. Сказочной красоты мечети выглядывают из-за современных высоток. Несколько раз в день звучит завораживающий голос муэдзина, призывающего к намазу. Вы обойдете Баку вдоль и поперек, чтобы понять, что в нем главное. За несколько дней можно найти сердце города. Это несложно. Забудьте о путеводителях. Не расспрашивайте друзей. Верьте только собственным ощущениям. И когда наконец взору предстанет крепостная стена, поймете: сердце Баку – Ичери шехер (Старый город). Крутые, мощенные булыжником улочки, небольшие дворики, над которыми нависают балконы-галереи, затейливая резьба на деревянных перилах, карнизах, столбах, купола старинных мечетей – все это создает неповторимую картину города.
Девичья башня, дворец Ширваншахов, Дом бакинских ханов, караван-сараи – лучше не пытаться за пару часов осмотреть все, чем одарили Ичери шехер древние строители. Все здесь пронизано особенным духом, даже ковровые лавки. Услужливые продавцы угостят вас ароматным чаем из армуды и с удовольствием расскажут о каждом ковре, его рисунке и регионе, где он был сделан. Вам не будут его навязывать. Такое искреннее желание рассказать и показать связано исключительно с гостеприимством бакинцев, о котором ходят легенды. Впрочем, вы во всем убедитесь сами. Гуляя по дворцу Ширваншахов, если повезет, вы ознакомитесь с действующей экспозицией посуды, которой пользовались несколько веков назад. Гордость коллекции – блюда с изображением старинного геральдического символа бута. Недалеко от дворца расположился Музей миниатюрной книги, аналогов которого нет ни в одной стране мира. Коран, датированный 1672 годом по нашему летоисчислению, факсимильное издание полного собрания басен Крылова (1837), четырехтомник Евангелия (1907), история Англии (1815) и многие другие уникальные мини-книги поразят самых взыскательных зрителей.
Подниметесь на самый верх Девичьей башни, откуда открывается необыкновенный вид на город. Дата постройки и функциональное предназначение башни, включенной ЮНЕСКО в реестр всемирных ценностей, до сих пор вызывают многочисленные споры ученых. Впрочем, если верить легенде, она была построена шахом для своей дочери, на которой он хотел жениться и где спрятал ее от себя самого. По сей день Девичья башня таит в себе множество тайн и загадок. Кстати, в 2003 году ее модель пополнила экспозицию известного музея Минимундус в австрийском городе Клагенфурт, где находятся мини-копии уникальных историко-архитектурных памятников более чем 50 стран мира.
А потом обязательно обедать. Прямо на свежем воздухе. Икра из баклажана, только что выпеченного на углях, ребрышки ягненка, завернутый в лаваш люля-кебаб, свежайшая осетрина на мангале, кутабы, садж, королевский плов, с виду напоминающий сдобный пирог, и конечно же, знаменитые сладкие помидоры. А на десерт – пахлава, варенье из розы, или черешни, или баклажана, или кизила, или грецкого ореха… И это лишь малая доля того, что можно попробовать в Баку. В книге «Путешественники об Азербайджане» приводится интересный факт, записанный со слов английского миссионера Энтони Дженкинсона, в честь которого беглярбек Шамахи Абдулла хан устроил прием. На этом ужине было подано на стол 290 видов блюд. Было это в XVI веке. С тех пор только прибавлялось.
Баку – настоящий музей под открытым небом. Недаром он верой и правдой служил советским кинематографистам. Коренной бакинец с удовольствием покажет вам тот самый переулок из «Бриллиантовой руки», в котором Никулин некстати чертыхнулся, поскользнувшись на банановой кожуре. После удачного «выступления» в культовой гайдаевской комедии Баку стал непременным участником советских фильмов про заграницу: пока Рига отдувалась за всю Европу, Баку нес ответственность за Азию. Именно здесь снимались «Тегеран-43», «Человек-амфибия», «Айболит-66», «Это сладкое слово – свобода».
В Баку давние джазовые традиции. Азербайджан явил миру новое направление – джаз-мугам. Ежегодно летний Баку встречает гостей на международном джазовом фестивале. Лучшие концертные площадки отдают в его распоряжение. Но самое интересное начинается на джем-сейшенах, когда мировые легенды джаза вместе с азербайджанскими музыкантами зажигают в одном из столичных клубов.
Если хватит сил, можно добавить к программе посещение Музея искусств имени Рустама Мустафаева, где представлено ценное собрание полотен западноевропейских художников XV–XVIII веков и азербайджанских мастеров XIX–XX столетий, Музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства, прогулку на белоснежной яхте, дайвинг, партию в гольф или большой теннис. Или оставить все до следующего приезда.
И все же центр города – это разминка. Летом все самое интересное происходит на побережье. Возьмите пример с Есенина, который жаждал приключений в Персии, а оказался в Мардакянах, одном из пригородов Абшерона. Вдохновленный увиденным, великий русский поэт оставил нам в наследство пропитанный ароматом Востока цикл «Персидские мотивы». Посетив Мемориальный дом-музей Есенина, располагающийся на территории Мардакянского дендрария, отправляйтесь в аквапарк. Их в Мардакянах два.
В получасе езды отсюда на равнине лежит тихое селение Гала. Старинные мечети, овданы (колодцы), бани, поселения эпохи бронзы – когда осмотрите весь историко-этнографический заповедник, вам предложат сесть за ковроткацкий станок и из нескольких разноцветных нитей собрать восточный узор ковра. Абшеронская земля славится удивительными памятниками старины. Чего стоит знаменитый на весь мир Гобустан, наиболее древние наскальные изображения которого относятся к эпохе мезолита. Однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации. А храм огня Атешгях, наиболее ранняя постройка которого относится к 1713 году! На месте, где он возник, еще до середины XIX века пылали «вечные огни» – то были струи природного газа, вырывавшиеся из-под земли. Им на поклонение приходили огнепоклонники-зороастрийцы, создавая здесь свои святилища. По древним торговым путям сюда прибывали караваны с драгоценными индийскими товарами. Торговцы уносили в свою страну рассказы о чудесных огнях на берегу Каспия. И к далекому Абшерону потянулись паломники-индусы. До сих пор в надписях храма сохранились мантры на фарси и санскрите, большинство которых обращено к богу мудрости, покровителю искусства и науки Ганеше. Кто знает, может, знакомство Александра Дюма с храмом огня в 1858 году не прошло бесследно, и именно он предстал на страницах путевых дневников писателя эдаким заморским замком?
Или приезжайте на несколько недель и отправляйтесь вглубь страны. Туда, где белоснежные вершины гор, полноводные реки, бескрайние леса, безбрежные поля ярко-красных маков, а воздух пронзительно чист. Куба, Шемаха, Исмаиллы, Габала, Шеки, Гах, Загатала, Масаллы, Лянкяран – это всего лишь малая толика регионов Азербайджана, от чьих красот захватывает дух! Здесь охота на диких животных, покорение горных вершин, привлекающих альпинистов со всего света, наконец, участие в переправе отары овец высоко в горы. Но существует еще один уголок, где девственные леса сплошь поросли папоротником, прозрачные воды рек леденят пальцы рук, а Каспий иссиня-серого цвета. Это Набрань. Разноцветные домишки, отели, кемпинги ярусами карабкаются на склоны холмов, теснятся у обрывов скал, раскидываются на сравнительно небольших равнинных участках. Обычно самыми людными улицами оказываются торговые, но здесь центром является набережная, вдоль которой тянутся кафе, ресторанчики с завлекающей музыкой, дискотеки на любой вкус, многочисленные фольклорные шоу. Набрань, вся жизнь которой направлена на получение радости и удовольствий, чем-то напоминает роман Хемингуэя «Фиеста» про жизнь парижской богемы во время праздника в испанском курортном городке. Но только набраньский роман будет про вас.
И Абшерон будет постоянно возвращать вас обратно, в свою стихию, манить как оазис в пустыне одинокого путника. И этой силе противостоять невозможно…
В день отъезда хорошо еще раз прогуляться по полюбившимся улочкам Баку, накупить сувениров и пряностей. И уехать домой немного другим.
Текст: Инара Кадырова
Иллюстрации: Глеб Солнцев
Журнал "Баку"