Хештег #factory имеет более 930 миллионов просмотров на TikTok. В теме - вирусные видео чучела животных, производство париков, распутанный пластиной металлических игл, и несколько аккаунтов, посвященных исключительно нишевому поджанру контента о производстве перчаток. Аккаунт User6902705342747 выпустили свое первое видео еще в декабре, а на него уже подписаны более 250 000 человек.
В других роликах с этим тегом неизвестные рабочие на сборочном конвейере разрезали ножами растения алоэ , а затем выдавливали желе в пластиковые банки. Другой показывал лазеры, делающие дыры в джинсовых шортах.
Такой контент на TikTok - всего лишь один тип видео, но каждый клип по-своему предлагает странный взгляд на то, как создаются обычные вещи. Некоторые ролики буквально гипнотизируют. Часть из самых популярных аккаунтов управляются агрегаторами, которые находят видео, первоначально размещенные в других источниках, чтобы увеличить свои собственные просмотры и количество подписчиков. Несколько фабричных аккаунтов также из разных частей мира, таких как Пакистан, Филиппины и Турция. Но многие из самых популярных клипов по этой теме были сняты на китайских фабриках.
За последние несколько лет миллионы новых мигрантов в Китае переехали из сельских районов на работу в городские фабричные центры, продолжая тенденцию, начавшуюся в 1980-х годах. По словам Синьюаня Ванга, научного сотрудника по антропологии из Университетского колледжа Лондона и автора книги об использовании социальных сетей на фабриках в провинции Чжэцзян, первой дорогой покупкой, сделанной многими из них, стал смартфон.
Устройства позволяли мигрантам документировать свой опыт, и в последние годы контент, снятый заводскими рабочими, стал собственным устоявшимся жанром на китайских видеоплатформах, таких как Kuaishou и Douyin (местная версия TikTok, также принадлежащая технологическому гиганту ByteDance). Некоторые рабочие говорили, что рутина заводской жизни была более суровой, чем они себе представляли, и требовала повторения одних и тех же задач более 2000 раз в день. Но запись этого однообразия для других в Интернете стала для них небольшим способом наполнить свой труд новым смыслом и значимостью.
В десятках коротких видео-приложений, доступных в Китае, этот тип контента стал широко популярным. Как говорят эксперты, люди среднего класса немного чужды промышленности, поэтому такой контент находит у них отклик и интерес.
Любопытен тот факт, что TikTok недоступен в китайских магазинах приложений. Так кто же их выкладывает? Видеоклипы с модными треками выглядят так, как будто они были специально созданы для того, чтобы стать вирусными. В то время как многие видео имитируют эстетику, используемую заводскими рабочими-любителями, некоторые исследования их происхождения показали, что такой тренд не вписывается точно в ту же тенденцию внутренних социальных сетей в Китае. Оказывается, это часть более крупного бизнеса.
Если внимательно присмотреться ко всем этим роликам, начинаешь понимать, что это постановка. Некоторые фабрики напрямую продвигают товары, которые они производят, например, аккаунт силиконовой фабрики со ссылкой на страницу AliExpress, продающую игрушки Fidget, которые она производит. Другие аккаунты публикуют контент, совершенно не связанный с продуктами, которые они выставляют на продажу. Аккаунт с серией клипов, изображающих человека, делающего чучела животных, привел к магазину электронной коммерции Moda Island, которая продает поддельные дизайнерские сумки.
Один из "фабричных" аккаунтов DiaperFactory казался одной из наиболее достоверных хроник заводских будней. В каждом видео неназванный рабочий шагает по сборочной линии и проверяет конвейерные ленты, надев белые резиновые перчатки и роскошные часы. Он всегда выглядит занятым и приветствует своих сотрудников улыбающимися глазами за маской. Клипы обычно сопровождаются банальностями, написанными на английском языке. Небольшое расследование выявило одинаковые номера у аккаунтов с разных фабрик, как будто закулисные клипы были сделаны одной и той же съемочной группой.
Как выяснилось, за частью этих аккаунтов стоит корпорация Bioa Mall, который рекламирует себя как делящаяся “избранными китайскими благами со всем миром".” Представитель компании, работающий в офисах Bioa Mall в провинции Хубэй, сообщил Rest of World, что команда из 30 человек управляет почти 200 учетными записями TikTok в любой момент времени. Компания, по сути, действует как посредническая служба, соединяющая китайских производителей с иностранными клиентами по упрощенной схеме, а не как с Amazon, которая в прошлом месяце запретила ряд крупных продавцов, базирующихся в Китае.
Представитель Bioa Mall, который отказался назвать свое полное имя, сказал, что небольшая команда видео сотрудников регулярно отправляется на заводские площадки для съемки кадров на сборочных линиях. Компания также публикует обзоры продукции и демо. В общей сложности их сеть аккаунтов набрала более 2,4 миллиарда просмотров с момента запуска компании менее года назад.
Bioa Mall-всего лишь один из игроков на растущем рынке небольших китайских сайтов электронной коммерции, использующих TikTok для продвижения своих товаров. Стартапы предлагают недорогую и чрезвычайно прямую форму маркетинга, в которой люди, производящие продукты, также становятся инфлюенсерами, продающими их.
В то время как крупнейшие промышленные компании Китая в значительной степени оправились от пандемии, малые промышленные предприятия находятся под давлением растущей стоимости сырья и слабого потребительского спроса. По данным Университета Цинхуа, в прошлом году в Китае закрылось почти 19% малых предприятий , посравнению с 6% в 2019 году.
Другими словами, "фабричный" тренд на TikTok - это не документирование труда работников, а прежде всего маркетинговая схема, разработанная их работодателями, многие из которых находятся под растущим финансовым давлением. В роликах рабочие часто демонстрируют специальные навыки, настроенные на беспечную фоновую музыку, но редко люди действительно оказываются в центре внимания объектива. Вместо этого камера тяготеет к материальному объекту, который как раз может быть выставлен на продажу по ссылке в описании профиля.
Представитель Bioa Mall сказал, что самая большая клиентская база компании находится в Северной Америке, в частности в Соединенных Штатах. Эстетика сборочного конвейера привлекает американских покупателей и продает им романтизированный снимок китайской фабричной жизни — и, возможно, набор новых садовых перчаток.