Найти тему

Зефирный тест. Исследование детей из Камеруна и перевернутый мир

В науке известно только два психологических теста, на основании которых можно делать прогнозы о будущей профессиональной успешности ребенка. Первый из них это marshmellow test или зефирный тест, второй - тест креативности Торренса.

Интересно, что зефирный тест не задумывался как таковой. Его создатели, под руководством психолога Уолтера Мишела, хотели выяснить способность детей к откладыванию удовольствия. Для этого, сначала они предлагали выбрать одну сладость из трех: печенье, зефир, кренделек. После того как ребенок сделал свой выбор, ему говорили, что он может съесть её сейчас или через 15 минут получить вторую и съесть две. Затем этого экспериментатор покидал комнату и наблюдал за ребенком. Большинство детей съедали угощение сразу, а одна треть детей, через муки и терзания, смогла дождаться второй порции.

Казалось бы на этом истории и закончится, но спустя 20 лет, исследователи решили выяснить как сложилась судьба испытуемых. Они установили, что способность отсрочить получение удовольствия коррелирует с количеством баллов за тест для поступления в вуз.

Спустя еще двадцать лет исследователи смогли определить более успешных людей из испытуемых. Также им удалось взглянуть на мозг участников эксперимента с помощью томографа. Были выявлены отличия в префронтальной коре и в вентральном полосатом теле. Префронтальная кора более активна у тех, кто смог отложить удовлетворение своих потребностей. Она же участвует в таких процессах, как планирование сложного когнитивного поведения, проявления личности, принятия решений и регулирование социальным поведением. А ее основное назначение это согласование мыслей и действий с внутренними целями. Вентральное полосатое тело более активно у людей, которые не смогли отложить получение удовольствия. Это подкорковая структура, которая отвечает за эмоциональные реакции. Эту зону мозга активна у людей с различными зависимостями. Другими словами люди достигшие больших профессиональных успехов способны регулировать своё поведение и не поддаваться минутным, эмоциональным порывам.

После того как была выявлена корреляция между результатами зефирного теста и профессиональными достижениями, интерес к эксперименту разгорелся. Многие команды ученых пытались опровергнуть результаты, ссылаясь на то, что Уолтер Мишель проводил свое исследование на специфической группе детей: воспитанниками детского сада Стэнфордского университета. В 2018 году появилась статья о проведении исследования с детьми, чьи матери не имеют высшего образования. По утверждению ученых, это исследование смогло опровергнуть результаты теста Мишела. Правда еще через год появилась уже критика этого исследования. На сколько я понимаю, на данный момент можно продолжать говорить, что зефирный тест обладает прогностической силой.

Больший интерес вызывает эксперимент, проведенный с участием группы детей из другой культурной среды, не западной. В 2017 году Беттина Ламм с группой психологов провела исследование, в котором приняли участие дети из Камеруна. Они растут в кардинально другой обстановке: глиняные дома, нет водопровода и электричеств. Целью исследования было посмотреть, как социокультурная среда влияет на прохождение теста. Заменив зефир на подходящее для камерунских детей лакомство, ученые выяснили что дети из Африки гораздо чаще ждут второе лакомство (70% против 30% среди европейских детей). Но сильнее всего исследователей поразило то, как вели себя эти дети. Думаю многие видели видео страданий малышей в ожидании второго угощения, они пытаются отвлечь себя всеми возможными способами. В то же время, дети из Камеруна не делали ничего. Просто сидели и ждали. Более того 10% из них даже задремало.

В ответ на вопрос, почему поведение детей так сильно отличается у исследователей не нашлось, у ученых родилась теория. Возможно это связано со стратегией родительского поведения. Женщины, которые воспитывают детей в Камеруне уверены, что они лучше знают, что полезно для их детей. Поэтому, например, они кормят своих детей тогда, когда считают нужным это делать, не придерживаясь расписания и не обращая внимания на требования ребенка. Таким образом, с рождения мама даёт понять, что она играет главную роль и несет ответственность за ребенка. Это является сильной предпосылкой для формирования саморегуляции у детей.

Есть над чем подумать, не так ли? Я, например, думаю над вопросом: "А как мне это в жизни пригодится?". Дети часто любят задавать его во время занятий. Раньше я думала, что это попытка найти предлог, чтобы не учится. Но это исследование натолкнуло меня на идею недоверия. Как ребенок, проживший всего тринадцать лет, из которых первых три года минимум не помнит, может знать, что ему в жизни пригодится, а что нет. Откуда вообще явилась мысль, что дети могут это решать?

Кажется, что мир перевернулся с ног на голову. Дети слишком взрослые, взрослые чересчур дети. Где провести грань не понятно, что делать в общем-то тоже.