.
.
.
Воспевал ли Игорь Северянин автомобили? Не сказал бы что воспевал, хотя Северянин и был футуристом, был он им если не в том же, то в похожем смысле, в каком был и учащийся у него Пастернак (то есть, делил футуристические новшества языка - с традиционной бунинской, и классической поэтикой) , но автомобили упоминал. Например, "Автомобиль Ваальяры ", (ужасно вычурные, но талантливо и ярко написанные стихи.) Интересно, а в знаменитой балладе аля Шопен "Это было у моря где ажурная пена, где встречается редко городской экипаж", какой экипаж имел в виду Северянин? Под городским экипажем подразумевался в 19 веке экипаж открытый и лошадиный, а в 20, уже экипаж и автомобильный. И хотя Северянин и культивировал пошлость, его не назовешь поэтом безвкусным. Упомяни он автомобиль , его идиллистический пейзаж отравил бы бензин. Вот он и выбрал нейтральное "городской экипаж". Хотя, если это был и конный экипаж ,вряд ли он проезжал редко, тем более у замка. Выиграл Северянин и в том, что намекнул, что место это не такое далекое от цивилизации, раз городской экипаж хоть и редко, но встречался.
ЭТО БЫЛО У МОРЯ
.
.
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Автор: И. Северянин
ВСПОМИНАЯ СТИХИ СЕВЕРЯНИНА ПРО АВТОМОБИЛЬ
.
.
.
Ужасно вычурные, даже пошлые стихи, но очень изобретательные по языку, талантливые, как и все у Игоря Северянина. Плюс стихи сложно написанные по технике, хотя и несколько замкнутые в ней. Почему Северянин выбрал такую странную тематику?В стихах про ажурную пену, хотя бы возник образ граната (ассоциация с Прозерпиной.) А тут? Все таки, это был век немного кино, и Чарли Чаплин был уже в моде, и взошла трагическая звезда Веры Холодной. Кино несколько перевернуло мир поэзии. Это позднее Мандельштам, и Ахмадулина будут писать кинемотографично, но не смешно, а глубоко и многомерно. А Северянин, первый придумал писать кадрами и лентой. У него главное в этих стихах не смысл. А просто действие. Такое же действие как в кино. Действие и реакция на действие. Нужно отметить, что Игорь Северянин любил писать ресторанные комедии с фарсом. У него это хорошо получалось. Но ничего большего он писать не умел. То есть, умел, (например , пейзажи, романсы, баллады) но уже хуже, и не столь вызывающе.
.
.
Х Х Х
Автомобиль Ваальяры около виллы Эльгрины
Фыркая, остановился. Выбежала Гарриэт:
«Милая! Вы ль не кстати? — я получила кларет
Вашей возлюбленной марки, да и паштет куриный,
Нашего повара гордость, входит сегодня в обед...»
Но усмехнулась актриса, строя сарказмную мину,
Тонко прищурила очи, их направляя в лорнет,
И процедила сквозь зубы: «Вкусный, конечно, обед,
Но Ваша светлость, простите, из редикюля я выну
Крошечную безделушку», — и заблестел пистолет!
Расхохоталась бравурно маленькая принцесса, —
На призывающий хохот вышла пантера, но «пиль!»
Сказано не было вовсе... Взяв из вазетки кальвиль,
Четко сказала хозяйка: «Мне — дать обедать, Агнесса,
А госпоже Ваальяре — собственный автомобиль».
Игорь Северянин, 1916. Август
__________
P. S.
Всегда поражало, как много взял у Северянина Пастернак, (по языку, даже восторженности) но при этом, он не впадал в пошлость. Просто Северянин был в моде .А Пастернак был юн...Это говорит о том, что даже пошлая мода иногда дает толчок к чему- то более серьезному.