Жанр статьи «по местам съемок любимых кинофильмов» – беспроигрышный. Граница между миром знакомой ленты и реальным миром всегда завораживает.
Вокзалы в фильмах – тоже своеобразная граница миров. Через них герои попадают в город в начале фильма или оставляют его навсегда в конце, на перроне ждут, расстаются и встречают. Поэтому сегодня наш рассказ о киновокзалах Санкт-Петербурга и Москвы. Какие из них наиболее любимы режиссерами и почему?
Конечно, все фильмы мы не перечислим. Если какой-то фильм на ваш взгляд мы досадно пропустили, пишите в комментариях.
Киновокзалы Санкт-Петербурга
В городе на Неве сейчас 5 действующих вокзалов. Все они киногеничны, но наибольшее предпочтение, конечно, отдается Витебскому вокзалу. Красавец в стиле модерна по проекту С. Бржозовского и С. Минаша открылся в 1904 году и тогда уже поразил воображение обывателя совершенно невиданным размахом и красотой.
Из обзора в обзор ходят цифры, что здесь снято более 100 кинофильмов. Однако перечислив 4-5 названия, авторы пишут «и многие другие». Так что и мы ограничимся самыми известными лентами.
«Вокзал для двоих» (реж. Э. Рязанов, 1982) – фильм, где все действие происходит на вокзале. У Рязанова он абстрактный, в некотором городе Заступинске. И чтобы он не показался слишком знакомым или маленьким, Эльдар Рязанов «склеил» свой вокзал из трёх! И первый ингредиент – Витебский вокзал. Здесь сняты в основном внутренние сцены. Вот, например, зал, который ни с чем невозможно перепутать.
Или вот зал ожидания на первом этаже...
С Витебского вокзала начинается встреча Данилы и Города в фильме «Брат» (реж. А. Балабанов, 1997). Интересно, что по фильму пригород, откуда он приезжает – это Приозерск. Стало быть ему на Финляндский и на пригородном, а не на Витебский на междугородном.
В знаменитой советской шерлокиане Витебский сыграл аж две роли. Отсюда в фильме «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Масленников, 1980) в спасительную поездку уезжает переодетый Шерлок Холмс вместе со своим верным другом доктором Ватсоном. В окне хорошо видна платформа, от которой и тогда, и сегодня отходят пригородные поезда.
В этом случае Витебский играет роль знаменитого вокзала «Виктория».
А вот в фильме «Двадцатый век начинается» (реж. И. Масленников, 1986) на Витебский вокзал на вокзал «Паддингтон» в фильме «ХХ век начинается» приезжает истекающий кровью инженер-гидравлик Виктор Хедерли.
Здесь же сняты уже более современные фильмы: «Караул» (реж. С. Рогожкин, 1988), «Анна Каренина» (реж. К. Шахназаров, 2017) и сериал «Гибель империи» (реж В. Хотиненко, 2005). В обоих фильмах вокзал снят с сочным антуражем России начала 20-го века, который не был свойственен советскому кино. А в сериале «Белая гвардия» (реж. С. Снежкин, 2010) вокзал «играл роль» штаба белогвардейцев.
Другие петербургские вокзалы пользовали меньшей популярностью у режиссеров. Не столько по причине меньшей привлекательности, сколько по причине загруженности. Трудно представить, что скажут дачники и туристы, если закрыть хотя бы на полдня Балтийский или Финляндский вокзал.
А вот на Московском вокзале снят советский детектив «Сержант милиции» (реж. Г. Раппопорт, 1974). Причем вокзал не просто мелькает в кадре, а является одним из центров сюжета. Здесь служит главный герой фильма. Поэтому есть редкая возможность погрузиться в жизнь ленинградских вокзалов 1970-х.
Московские вокзалы
Ну а что первопрестольная? Здесь вокзалов в два раза больше, поэтому сняты в разных фильмах они изрядно.
Начинать надо по старшинству. И в этом плане исключительно интересен фильм «Девушка без адреса» (Э. Рязанов, 1958). Героиня приезжает в Москву и вокзал, через который она окунается в шумный мир столицы склеен из трёх. Катя и Паша прибывают в Москву на поезде «Сочи – Москва» на Белорусский вокзал (который, строго говоря, обслуживает совсем другое направление).
После Паша выбегает за спутницей из Ленинградского вокзала.
Примечательно, что в конце фильма главная героиня норовит уехать с Белорусского вокзал в Иркутск! Даже если бы Паша не успел на последней минуте фильма, есть надежда, что Катя в последний момент обнаружит, что ошиблась вокзалом.
В этом плане исключительно точен фильм «Двенадцать стульев» (реж. Л. Гайдай, 1971). Концессионеры прибывают в Москву ровно в одиннадцать часов и видят часы последовательно часы Казанского (тогда Рязанского), Ленинградского (тогда Октябрьского) и Ярославского вокзалов.
Конечно, вокзалы постарели по сравнению с временем действия фильма лет так на 45, но снято крайне остроумно: показаны только знаменитые часы знаменитых вокзалов. Они могут не меняться десятилетиями. Верим, в кадре: Москва 1920-х.
Но главный киновокзал столицы, конечно же, Рижский. По той же причине, что Витебский в Петербурге. Очень красивый и с минимальным пассажиропотоком. Можно не спеша снимать, да еще так, что его никто не узнает.
Например, Рижский вокзал – второй ингредиент атмосферы Заступинского вокзала в фильме «Вокзал для двоих». Если Витебский играет роль в интерьерах, то Рижский с удовольствием участвует в экстерьерных съемках. Пассажиры поезда устремляются в ресторан Рижского вокзала.
Кстати, в начале 80-х годов, когда снимался фильм, практика такого массового питания пассажиров уже исчезла.
Но вот уж неожиданная роль для Рижского. Он играет роль заграничных вокзалов (и это со своим неорусским облачением!) в «Семнадцати мгновениях весны». Сначала это небольшой приграничный вокзал в Германии, с которого профессор Плейшнер уезжает в Берн. Сюда же прибывает со свитой и болтливый генерал.
И несколько серий спустя Рижский вокзал - уже сам вокзал в Берне, где Штирлиц провожает Кэт в Париж. Редко какой обзор киноляпов прошел мимо вагона, на котором отчетливо видна надпись «Тара 58 Т». А табличка со словом Platze(«мест») сделана с грубой ошибкой (надо Plaetze). Видно, победа была уже совсем близко.
Финальные сцены фильмов «По семейным обстоятельствам» (реж. А. Коренев, 1977) и «Трактир на Пятницкой» (реж. А. Файнциммер, 1978) сняты тоже на Рижском. Правда, в первом из них, где вокзал играет сам себя, гость с Кавказа пытается уехать на поезде «Москва – Тбилиси».
Курский вокзал не очень удобен для съемок – слишком перегружен. Но в 1979 году, чтобы показать, что действие второй части фильма «Москва слезам не верит» (ерж. В Меньшов, 1979) разворачивается именно в 1970-х, режиссер снимает сцену продолжения знакомства Гоши с Екатериной именно у Курского вокзала, открывшегося в 1972 году.
На Курском вокзале выходит, чтобы покорить Москву и Нина Соломатина, героиня фильма «Карнавал» (реж. Т. Лиознова, 1981). Город, в котором живет Нина, по фильму называется Оханск. И такой город в самом деле существует в Пермском крае, только приезжают из него на Казанский вокзал.
Другие вокзалы тоже отметились вместе с соответствующей эпохой в знаменитых фильмах.
На Ярославский вокзал в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» (реж. А. Граник, 1953) приезжает подруга бабушки Алеши с внучкой Сашей.
Киевский вокзал несколько раз появляется в комедии «Семь нянек» (реж. А. Быков, 1962). Через него в Москву попадает из колонии трудновоспитуемый подросток Афанасий, отсюда же потом уезжает. А Павел на этом же вокзал пытается найти понравившуюся девушку.
Много позже Киевский вокзал попадет в сериал «Оттепель» (реж. В. Тодоровский, 2013) и совершенно отвратительный фильм «Скорый "Москва - Россия"» (2014), опошливший сам жанр железнодорожного фильма.
Белорусский вокзал тоже довольно популярен в фильмах, а для одного из них он послужил названием.
Конечно, Белорусский вокзал – символ возвращения с войны победителей. Здесь снята вошедшие в мировые учебники киноискусства сцены фильма «Летят журавли» (реж. М. Калатозов, 1957). К ним вряд ли подойдут какие-то комментарии.
В советской драме «Влюблен по собственному желанию» (С. Микаэлян, 1982) у киоска «Союзпечати» встречаются герой Олега Янковского и библиотекарша Вера, чтобы найти воинскую могилу.
Здесь же снят детектив «Гонки по вертикали» (реж. А. Муратов, 1983). У Белорусского вокзала криминальный герой с ворованными шапками пересаживается в такси.
***
Как видим, московские вокзалы нашли отражение в кинематографе более равномерно, чем ленинградские. Такие вот они наши вокзалы-киногерои. Всех их ролей не перечислишь, но всегда приятно увидеть в знакомом фильме знакомый же вокзал, а заодно вдохнуть атмосферу навсегда застывшей в них эпохи.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL