.
.
.
Как отличить философию от идеологии? Очень просто. Хорошая философия, как хороший табак, (Кант и Хайдеггер, это крестьянский , немецкий табак, Владимир Соловьев это душистый самосад, а скажем, Беркли, или Юм - это английский табак) ,а идеология, это лишь нагар осевший на стенках трубки, и портящий вкус табака. Идеология и философия связаны как табак и нагар. И меж тем, ничего общего меж ними нет, ибо, хороший табак - это табак без нагара. Если развить этот пример, все философы курят как бы из одной трубки, достающейся им по наследству, но от предыдущей философии на стенках трубки остается горький нагар, в форме тех или иных клише, которые , правда, не следует путать со вкусом самой трубки ,(то есть с духовной традицией , и ее ароматом. ).Этот нагар и есть идеология, портящая вкус. А чистый табак есть философия. Что бы философия сохранила вкус и аромат мысли, трубка должна быть хорошо прочищенной, и проветренной, а табак хорошим. Тогда только чтение философской книги и доставит читателю подлинное духовное удовольствие.
ПОЧЕМУ ИДЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НЕСОВМЕСТИМЫ
.
.
.
Идеология в философии у меня вызывает отвращение. Однако, к самой по себе идеологии я не отношусь плохо, если она человеческая, а не античеловеческая. Более того, идеология необходима, как есть идеология в Америке, или была идеология в СССР. Но идеологии не должно быть в философии. Каждая , подлинная философия это прежде всего критика идеологии , (Хайдеггер, Ханна Арендт, или Карл Маркс, с которого и началась критика идеологии) , или освобождение сферы чистой мысли от области идеологии (например, Кант.) Но все таки, еще хуже это примесь идеологии в поэзии, ибо поэзия это область взаимодействия с сакральным мифом, но точно, не с идеологией, даже самой благородной, и человечной. Мандельштам, Блок, и ранний Маяковский - это именно область взаимодействия с мифологией, ее новое прочтение, или возврат к ее стертым потерянным духовным смыслам. В этом понимании, поэзия это всегда мост , меж нами забытым и современным.
.
.
___________
P. S.
Мы живем в век конца идеологий. А с другой стороны, все становится идеологичным, во всем мире. Плохо, когда политика побеждает искусство. Это и делает и жизнь и мир, и даже любовь идеологичными. Только при расцвете искусства, и философии, а не идеологии, человек становится духовно и политически свободен.