223,4K подписчиков

Как либералы в Первую Мировую пытались помочь России снабжать армию?

2K прочитали

Год 1915й, конец весны. Русская армия страдает тяжелейшим «снарядным голодом» из-за устаревших расчетов запаса снарядов на орудие. Да что там снаряды – даже обмундирование заканчивалось – на фронт приходили сапоги с картонными подметками, которые через полдня в окопах размокали и разваливались Промышленность огромной империи требует незамедлительной перестройки на военные рельсы. Началось «Великое отступление» - потеряны Польша и недавно занятая Галиция. Были утеряны многие крепости и оборонительные сооружения. Возможности армии для строительства крайне ограничены, а труд принудительно набранного населения малоэффективен.

К чему это я? А к тому, что именно в этих условиях военное руководство решило воспользоваться инициативой Земского и Городского союзов и привлечь недавно образованный Главный по снабжению армии комитет Всероссийских земского и городского союзов или попросту Земгор к решению проблемы снабжения и строительства. Что интересно, в Великобритании нехватка снарядов привела к фактической национализации оборонной промышленности, а на просторах нашей необъятной – к сосредоточению снабжения армии в частных руках. Но обо всем по порядку.

Ноги у Земгора растут из созданных в 1914 году после вступления Российской империи в Первую мировую Всероссийского земского союза (создан в июле 1914) и Всероссийского союза городов (создан в августе 1914). В их ведении была помощь больным и раненым, открытие госпиталей и лазаретов, заготовка медикаментов и полевых лазаретов, обучение медперсонала. Причем, как Российское общество Красного Креста, так и военные высоко оценивали действия организаций в деле медико-санитарного обеспечения действующей армии. В частности, генерал Брусилов отмечал, что «ни от каких задач союз этот не отказывался, и его деятели вкладывали в полном смысле этого слова душу свою в то, чтобы возможно быстрее и основательнее выполнять то или другое задание».

Сама идея формирования добровольных ассоциаций, направлявших свою деятельность на помощь фронту, возникла не на пустом месте – схожая инициатива появилась еще в годы русско-японской войны. Земгор брал на себя посредничество в распределении государственных оборонных заказов, не становясь при этом государственной структурой, а оставаясь исключительно объединением граждан.

Именно тогда и возникает фигура князя Георгия Евгеньевича Львова. Он принадлежал к обедневшей ветви Рюриковичей, во время русско-японской войны руководил врачебно-производственным отрядом, депутатом I Думы. «Превосходный организатор и глава земского движения в предреволюционную эпоху, человек, в высшей мере способный внушить уважение, умный, осторожный, тактичный, незаменимый там, где надо сглаживать трения, выбирать сотрудников и налаживать работу, кн. Львов, однако, носил в себе слишком много инерции уходящей в прошлое эпохи…», - писал о нем эсер Виктор Чернов. В 1913 году Львов был избран городским головой от прогрессистской группы гласных Московской думы, однако министр внутренних дел его кандидатуру не утвердил. С началом войны князь традиционно окунулся в знакомую ему общественную деятельность.

На учредительный съезд Земского союза были приглашены только официальные представители земств. Тем не менее, Львов пролез туда, правда, по некоторым свидетельствам, при помощи простого блефа: «Осведомленный об инициативе Московской губернской земской управы и о предстоящем съезде, князь Георгий Евгеньевич выразил желание вступить в его состав в качестве председателя пока еще существующей земской организации, причем заявил, что в его распоряжении имеется миллион рублей, оставшихся от прежних мероприятий… Ф.В. Шлиппе и его сотоварищи, а также многие из провинциальных земцев поверили этому миллиону, пленились им и, сделав «во имя целесообразности» натяжку в отношении прав кн. Георгия Евгеньевича быть членом съезда, на участие в котором его никто не выбирал, решили пойти навстречу его желанию» (свидетельство представителя казанского земства Николая Мельникова). С небольшим перевесом голосов было постановлено допустить князя к участию в съезде.

Но, как оказалось, князю и этого оказалось мало. Когда встал вопрос о выборе главы, безусловный фаворит Фёдор Владимирович Шлиппе снял свою кандидатуру, считая, что во главе общеземского объединения во время войны не может стоять человек с немецкой фамилией. Кандидатура графа Уварова была отклонена самим графом, ибо он собрался ехать на фронт. Львову удалось победить с перевесом в один голос (собственный) тех, кто Львова не хотел.

Однако, мы немного отвлеклись от основной темы. В начале июля 1915 года представителями Всероссийских Земского и Городского союзов, а также деятелями московского городского управления был создан Военно-Технический отдел, который стал непосредственным предшественником Главного комитета по снабжению. Эта организация была прообразом будущего Земгора, но в силу усложненной внутренней структуры и затрудненности принятия ею оперативных решений, оказалась малоэффективной и была впоследствии поглощена Главным комитетом по снабжению.

Главный по снабжению армии комитет Всероссийских земского и городского союзов (Земгор) был создан во второй половине июля 1915 г. Его основной задачей была организация снабжения армии необходимым для ведения боевых действий имуществом. Уже в августе 1915 г. в Земгор поступили из действующей армии предложения организовать специальные инженерно-строительные дружины для оказания поддержки фронту.

Эти дружины занимались устройством искусственных препятствий, укреплением позиций, подрывными и дорожными работам, строительством временного жилья для личного состава… Однако это начинание было зарублено негативным отношением со стороны военного министерства. Была сформирована лишь одна такая дружина, работавшая на Западном фронте. Результаты ее работы были признаны очень хорошими и со стороны военных было много восторженных отзывов. В результате, Земгору было поручено вернуться к комплектованию инженерно-строительных дружин (ИСД).
К декабрю 1915 года на Западном фронте работало уже целых 6 дружин, начиналось их формирование для других фронтов. В 1916 году ИСД появились еще и на Юго-Западном и Кавказском фронтах. Одновременно, комитет занимался также отработкой системы управления дружинами. Для этого были учреждены фронтовые комитеты инженерно-строительных дружин. Они занимались не только координацией деятельности ИСД, но и представляли и отстаивали их интересны в различных инстанциях.

Также комитет в короткие сроки сумел создать собственную автотранспортную систему, состоящую из автоколонн, гаражей, ремонтных мастерских, что позволило самостоятельно осуществлять подвоз продовольствия и снаряжения к фронту, а также улучшить логистику между оборонными предприятиями. Стоит отметить, что организация автоколонн прошла достаточно гладко в сравнении с созданием ИСД. Это можно объяснить как тем, что их деятельность видна сразу и явно, так и авторитетом Земгора и его ИСД, что способствовало положительному восприятию нового направления его деятельности.

Так или иначе, деятельность Земгора быстро разворачивалась на территории страны и к 1916 голу число контролируемых им заводов и мастерских превысило две тысячи. Земские организации насчитывали около 8000 учреждений, в которых работало около 250 тысяч служащих. Их освобождали от службы, но носили военного вида форму и в народе получили прозвание «земгусары».

Земгор выступал в роли посредника в распределении заказов Военного министерства на обеспечении армии всем необходимым – вооружением, продовольствием, вещевым и обозно-хозяйственным имуществом. Заказы, в основном, получали небольшие предприятия и мастерские, получая от комитета сырье. Доставку до конечного потребителя также обеспечивал Земгор.

Также комитетом были созданы в том числе фабрика военно-полевых телефонов, завод минеральных кислот, палаточная мастерская, снарядный завод, автомобильно-ремонтный завод и много чего еще. Скажете – капля в море? Да, но 1 завод лучше их отсутствия. Ко второй половине 1916 года крупный госзаказ на артиллерийское снаряжение, полученный комитетом по снабжению, выполнялся на 28 заводах, 20 из которых были созданы самим комитетом.

Однако, была и обратная сторона медали: по состоянию на 1 февраля 1917 года Земгором было выполнено заказов на 80 млн рублей, хотя военное министерство выдало на 242 млн. Бывший земгоровец князь Сергей Евгеньевич Трубецкой в своих воспоминаниях отмечает: «Бесконтрольное швыряние денег и покупки не считаясь ни с какими ценами создавали большие искушения для иных слабых душ. С другой стороны, подрядчики, чуя возможность огромной наживы, искушали взятками некоторых работников закупочного аппарата». «Земгусары» перебивали работу министерских и интендантских заготовщиков, приобретая продукты по таким ценам, которые решительно ничем не оправдывались.

Не сильно красило комитет и то, что существовал он практически исключительно за счет государственной казны. В сентябре 1916 года по инициативе председателя Совета министров Бориса Владимировича Штюрмера в проправительственной прессе появилась информация, что за первые 25 месяцев войны Земгор получил из казны (совместно с Всероссийским земским союзом) 464 млн рублей, в то время как своими силами удалось собрать только 9 млн. После этого Совет министров поднял вопрос о расформировании Земгора и Центрального военно-промышленного комитета и передачи их функций государственным органам, однако, решение хоть и казалось однозначным, но тем не менее, было весьма половинчатым: закрыть комитеты после окончания военных действий. Стране все еще требовались положительные результаты деятельности общественников.

Особо стоит выделить, что возглавляли организацию преимущественно либерально настроенные помещики и либеральная же буржуазия. Так, на состоявшемся с 12 по 14 марта 1916 г. Всероссийском съезде уполномоченных общеземского и общегородского Союзов помимо обсуждения вопросов, непосредственно касавшихся деятельности Союзов, была поставлена задача выработать программу мероприятий «по подготовлению в России прочного и дисциплинированного объединения общественных организаций … для оказания решительного давления на существующее правительство, в видах достижение введения в России нового ответственного перед народным правительством Правительства и переустройства выборов в Государственную Думу и органов земского и городского самоуправлений на началах общего и равного избирательного права».
Вообще, многие исследователи считают, что союзы, в том числе и Земгор имели скрытые политические амбиции. Думаю, даже стоит согласится, что к 1916 году они далеко перешагнули за отведенные им рамки хозяйственной деятельности и всячески старались расширить свое влияние, охватив как можно большую территорию Российской империи.

Пропаганда своих действий удавалась Земгору явно лучше, чем собственно действия. Бывший министр Александр Васильевич Кривошеин писал про Львова, что тот «…фактически чуть ли не председателем какого-то особого правительства делается. На фронте только о нём и говорят, он спаситель положения, он снабжает армию, кормит голодных, лечит больных, устраивает парикмахерские для солдат — словом, является каким-то вездесущим Мюр и Мерилизом.» Однако так было не сразу – поначалу про действие земгусар практически ничего не было слышно и только в 1916 году на фронт отправили корреспондента газеты «Русские ведомости» Алексея Толстого. Результатом стала крепкая дружба корреспондента с одним из руководителей Земгора Василием Васильевичем Вырубовым и восторженный отклик в газете: «Прежде всего, это – свежая организующая сила. Начавшись с десятка санитарных поездов, эвакуирующих раненых из тыла в глубь России, Союз строит сейчас мосты, сооружает больницы, ангары, целые городки для рабочих, солдат, беженцев, имеет свои механические мастерские, колонны автомобилей, приготовляет палатки, телеги, повозки, сани, кухни, упряжь, одежду, обувь, противогазовые маски и т. д. (я не считаю тыловых предприятий). Имеет свои заводы – химические, мыловаренные, кожевенные, лесопильные и пр. Собирает на фронте кожи, металлы, тряпье. Раскидывает повсюду питательные и перевозочные пункты, госпитали, бани и прачечные. Приобретает рудники. Организовав "Земгор" – инженерно-строительные дружины, – роет окопы. Наконец, в собственных столовых кормит и обучает грамоте более десяти тысяч беженских детей, по большей части сирот, до которых раньше не было никому дела. И не отказывается ни от одной поставки военному ведомству, в каком бы размере ни было предъявлено требование. Всего учреждений Западного комитета свыше 1500 и ежемесячный оборот их – около 80 миллионов».

Однако, несмотря на все негативные стороны «низовой» части организации, считалось что руководители Земгора трудились не за деньги, а из чувство общественного долга. Возможно, именно поэтому сначала не вызвало протеста назначение князя Львова первым министром-председателем Временного правительства в марте 1917 года.

После ухода князя Львова на пост премьер-министра Земгор возглавляли Александр Григорьевич Хрущов (март 1917 г.) и затем Павел Александрович Садырин (март 1917 — март 1918 гг.). Постановлением Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) от 27 марта 1918 года вместо Главного комитета по снабжению армии был образован Главный комитет по управлению делами Земгора при ВСНХ. Он занимался ликвидацией отделов и предприятий Земгора и просуществовал до начала 1919 года. Его возглавлял Николай Федорович Преображенский (апрель 1918 — февраль 1919 гг.). Во время гражданской войны большая часть бывших членов Земгора убыли в эмиграцию.

Автор - Александр Горячев