Найти тему
Увлеченные люди

Как я веду свой дневник для себя и своих детей

Это звучит очень таинственно и немного серьезно, но да, я веду дневники и использую так называемый дневниковый метод в воспитании своих детей. Хотя кто еще кого воспитывает - порой дети заставляют меня заняться моим собственным воспитанием гораздо серьезнее, чем их детским. В общем, наверное понятно, что я следую завету: “Не воспитывайте детей - они все равно будут на вас похожи. Воспитывайте себя.” Не помню кто первый эту фразу сказал. Возможно Януш Корчак, ну или Ленин или Леонардо Дикаприо. Неважно, я все равно хочу рассказать о другом.

Итак, дневник.

В какой-то момент я поняла, что моя голова просто разрывается от микроменеджмента. Это такое красивое слово, которое означает планирование и ведение всяких мелких дел - вроде как организовать развоз детей по кружкам, составление распорядка дня и расписания,еще его соблюдение, так чтобы оно было не только на бумажке или в моих фантазиях, а действительно отражало нашу жизнь. Плюс постоянное зудение родственников и блогеров, что надо сохранить яркие моменты детства у детей, а то потом все забудется и затрется в быту. А как, КАК это все сохранить что-то мало кто внятно рассказывает.

Год назад я решилась и завела Детский дневник. Это дневник, в котором я писала КАЖДЫЙ день, что мы делали - то есть я подводила своеобразные итоги дня. Например, так: “за завтраком рисовали раскраску, ходили в садик, после садика пошли на тренировку. Перед сном читали книжку такую-то”.

Достаточно простая задача, правда? Все простыми словами, максимально коротко. Мне казалось, что это достаточно легко, но как я ошибалась.

Сначала я пыталась придумать какие-нибудь постоянные поля - типа меню дня, какую книгу прочитали, какое задание по русскому и математике сделали. Но меня хватило ненадолго. Поля иногда оставались полупустыми, а иногда в них не хватало места. А определить заранее сколько именно надо места на то или иное поле я никак не могла понять. Все эти пустые поля меня очень расстраивали, если не нервировали. А когда к этому ты не можешь вместить всю бешеную активность, которая была в течение дня, это еще больше бомбит. Если не записано - то вроде как будто ничего и не было сделано или сделано недостаточно.

Писать день как рассказ у меня просто не всегда хватало ресурса, хотя я тоже пыталась. Каждый день писать рассказ в свободной форме о том, что с нами происходило это было выше моих сил.

А как записать те самые яркие моменты? Они случаются далеко не каждый день, а высасывать из пальца и приукрашать обыденности - это врать самому себе.

Сейчас уже прошел ровно год моего Детского дневника и я нашла оптимальное решение как его можно вести без выше перечисленных проблем.

Начнем с формата - я использую понедельный молескин (тетрадь в твердой обложке), где левая страничка это разделенные по горизонтали поля - 7 дней недели, а правая страничка это просто обычный разлинованный лист для свободных записей.

Что я пишу? Слева, в днях недели я кратко записываю наши активности и добавляю пару строк для уточнения.

Легче объяснить на примере: "Пятница - Садик с 9 до 16. Ходили на рисование - рисовали самовар и чашечки. Суббота - у Саши урок гитары - учим новую песенку Птичка.”

Никакого волшебства, я просто перечисляю наши активности в течение недели. И даже если они повторяются изо дня в день, я все равно их записываю. Мы ходим в садик каждый день - я все равно это всегда пишу, хотя вроде бы зачем, если это ежедневная обыденная вещь. Потому что если вдруг мы пропускаем один день потому что приболели, или были заняты другими делами - это будет отражаться в дневнике и мне будет легче вспомнить эту информацию, когда она может внезапно пригодится.

Что же я пишу справа, где свободные строки и пиши что хочешь. Там я как раз и пишу какие-то яркие события прошедшей недели. Те, которые мне показались забавными или важными, они могут быть даже трагичными. Если в течение недели никакой яркой вспышки не было - я просто пишу мои личные ощущения от недели - как себя чувствовали дети, что мне понравилось в нашей неделе, а над чем надо поработать. Иногда это просто рассуждения о том, что можно улучшить, или отложить на потом.

Из дополнительных полезностей этот дневник помогает отследить прием лекарств - чтобы мы не забыли и не пропустили дни приема, и при случае могли посчитать сколько дней какое лекарство мы пили. И отследить время пробуждения и отхода ко сну - если есть такая проблема, то в дневнике это очень удобно фиксировать.

Я чувствую кто-нибудь обязательно должен спросить, а ЗАЧЕМ?

Никакой исторической ценности такие записи не несут (пока). У меня нет планов перечитывать этот дневник у камина или написать на основе дневников роман. Но эти записи помогают мне “причесать” мысли и справиться с рутиной. Для меня занятия с детьми это постоянный день сурка, если у меня нет этого дневника. Ведь для того, чтобы научиться чему-то, надо постоянно практиковаться, делать маленькие шажки каждый день, и в обыденности можно не заметить какой длинный путь ты муравьиными шажками прошел. Мой детский дневник помогает увидеть наш прогресс - еще два месяца назад моя дочка не знала как держать гитару и читать ноты, а сейчас она может сыграть несколько песенок. А другая дочка берет уроки с логопедом 3 месяца, научилась говорить правильно С и сделала шажок к идеальной Р. Эти мелочи важны, и дневник позволил их отслеживать.

Подводя итоги нашего дня, я будто говорю сама себе, что он не был прожит зря. А даже если и был и все наши планы сорвались, то я могу посмотреть на другие заполненные дни и они меня вдохновляют не опускать руки, а двигаться дальше.

Такое своеобразное напоминание, что все мои ежедневные усилия чему-то научить моих детей не приложены зря.

Для детей этот дневник ничего не значит, они в нем ничего не пишут, не рисуют и его не всегда даже видят. Это дневник хоть и детский, но он работает только на меня.

После года ведения я могу сказать, что наша жизнь и домашние занятия стали более осознанными, мне стало легче готовиться к домашним активностям с детьми. Мне стало легче планировать наше время. Моя родительская самооценка перестала вилять от “я самая лучшая” до “я ужасная мать”, я стала видеть, что я реально даю детям, и замечать что я порой упускаю. А это тоже очень важно, знать свои “слепые” зоны и уметь найти им место, когда придет время их вынести на обозрение.

Вот такой у меня дневник. А вы ведете?

Катя

Об авторах

#katya-bodyandmind