Коммуникабельность в каком-то смысле – «техническая» характеристика. Она не связана с желанием общаться, с потребностью в общении, с психологическими особенностями человека. Она указывает лишь на то, что человек владеет коммуникативными навыками и способен применять их в реальных ситуациях общения.
Если общительность это про «хочу общаться», то коммуникабельность это про «умею общаться».
По внешним признакам отличить общительного человека от коммуникабельного не всегда возможно.
Навыки общения (как, вероятно, и любые другие навыки) можно развивать по принципу «нет предела совершенству». Сколько бы лет вы ни занимались ими, вы всегда сможете учиться чему-то новому и совершенствовать своё мастерство.
Существуют навыки, без которых качественное и эффективное общение невозможно – независимо от уровня. С них в любом случае нужно начинать «прокачку» своей коммуникабельности.
Пойдём от более простого к менее простому (но всё равно несложному)!
1. Навык small talk (навык маленького разговора / светской беседы)
На мой взгляд, один из самых простых навыков. Достаточно понять логику, по которой такие беседы строятся, и немного потренироваться. Навык вполне можно освоить за пару месяцев.
Пользу же этого навыка сложно переоценить. Даже если вы не любитель «поболтать ни о чем», маленький разговор пригодится и перед серьезной беседой, и перед деловым совещанием.
2. Навык диалога (умение задавать вопросы и давать ответы так, чтобы собеседники участвовали в общении на равных).
Нередко один из собеседников перетягивает одеяло на себя. Бывает, что разговор превращается в допрос или интервью. А бывает и так, что собеседник выдает лишь односложные ответы.
Искусство диалога предполагает знание двух несложных принципов: как разговорить собеседника, если он неразговорчивый, и как взять слово себе, если собеседник слишком болтливый.
3. Навык слушания (активного и пассивного)
Считается, что этот навык – самый нужный и самый сложный среди условно простых коммуникативных навыков. Казалось бы, помалкивай и кивай. Но жизнь не устаёт доказывать: многие люди просто не умеют не перебивать! А если и не перебивают собеседника, то затрачивают на это слишком много сил, сдерживают себя, а сами только того и ждут, как бы вставить свои пять копеек.
Нет, навык слушания не про то, чтобы не перебивать и молчать. Он про то, чтобы даже молча, создавать у собеседника ощущение полноценного диалога. Этот навык требует большой концентрации, сосредоточенности. Легче полтора часа читать лекцию или рассказывать о путешествии, чем 15 минут качественно выслушивать другого человека.
Освоите этот навык, считайте, что ваш уровень коммуникативной грамотности значительно выше среднего.
4. Навык невербального общения (язык тела).
Это уже претензия на высший пилотаж, но даже если вы освоите всего лишь базу, вы откроете для себя потрясающие возможности. Это примерно то же самое, как выучить еще один иностранный язык.
Цифры говорят сами за себя. Если слова способны передавать лишь 7 % информации, околоречевые средства (паузы, вздохи, интонация, громкость речи) передают примерно 28 % , то язык тела передаёт во время общения до 65 % информации.
Не владея невербальной коммуникацией просто нельзя рассчитывать на взаимопонимание.
5. Навык речевой вежливости.
Вишенка на торте. Да, и без неё хорошо, но с ней... другой уровень. Как ни парадоксально, этот навык не про этикет, не про бесконечные «волшебные слова», которым нас учили в детстве. Этот навык про дистанцию.
С помощью вежливости мы все на самом деле увеличиваем или уменьшаем психологическую и социальную дистанцию между собой и другими. Но когда это делается интуитивно, можно получить совсем не тот результат, на который рассчитывали.
Нередко слишком вежливые люди воспринимаются как холодные и недоброжелательные. А бывает и другая проблема – доброжелательно-вежливые люди постоянно сталкиваются с тем, что с их личными границами никто не считается.
6. Навык простой и понятной речи.
Известен такой речевой парадокс: чем лучше у человека образование, тем сложнее и неудобнее его речь для восприятия на слух. Проще говоря, чем лучше его речь (с точки зрения качества), тем она хуже (с точки зрения слушателя).
Это самый трудоёмкий навык, который, к тому же, очень медленно формируется и развивается. Сложно начать думать и говорить по-другому, когда уже привык говорить определенным образом последние -дцать лет.
С точки зрения изучение, освоения, тренировки все эти навыки действительное простые – хотя бы потому, что они универсальны и в них практически нет психологической составляющей.
Автор: Оксана Коновалова
#психология #речь #навыки общения #общительность #коммуникабельность #язык тела